Инсайдерская информация: что такое в 2018 году, ответственность за использование

Некоторые комментарии к закону об инсайдерской информации

После многолетней дискуссии Госдума наконец приняла закон о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Основной причиной такого длительного процесса рассмотрения и согласования отдельных статей закона по мнению экспертов являлось то, что у разрабатываемого законопроекта было немало противников, причём главным образом как раз те, кто использует инсайдерскую торговлю и строит на том бизнес.

Документ предусматривает введение как административной, так и уголовной ответственности за нарушения законодательства. Депутаты считают, что закон комплексно решает проблему защиты от злоупотреблений инсайдеров и лиц, манипулирующих рынком.

Основными целями нового закона являются:

  • обеспечение рыночного механизма ценообразования на организованных рынках финансового инструмента или товара;
  • укрепление доверия инвесторов;
  • обеспечение эффективного развития указанных рын­ков и их международной конкурентоспособности путём создания правового механизма предотвращения, выявления и пресечения злоупотреблений на организованных рынках в форме неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком.

В частности, устанавливаемое правовое регулирование распространяется в целом на организованный рынок как финансовый (включая валютный), так и товарный.

В УК введены три статьи: «Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги», «Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг», «Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг».

Правда, сам УК не даёт определения манипулирования, он говорит об ответственности, а порядок признания того или иного действия в качестве манипулирования сейчас предусмотрен статьёй 51 Закона «О рынке ценных бумаг».

В то же время закон не будет применяться к отношениям, связанным с осуществлением Банком России операций с финансовыми инструментами в целях реализации им, а также иными уполномоченными органами и лицами, действующими от их имени, функции по осуществлению единой государственной денежно-кредитной политики, по защите и обеспечению устойчивости рубля. Перечень сведений, которые относятся к инсайдерской информации в Банке России, а также порядок и сроки раскрытия такой информации устанавливаются самим ЦБ РФ. роме того, закон не будет применяться к правоотношениям, которые возникают при осуществлении Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными ими органами, а также муниципальными образованиями или лицами, действующими от их имени, функций по управлению государственным или муниципальным долгом.

Органы исполнительной власти РФ и их структуры (федеральные, региональные и другие) самостоятельно устанавливают порядок и сроки раскрытия инсайдерской информации.

Участники рынка считают, что такой подход нарушает принцип юридического равенства участников гражданского оборота. Поэтому найдётся достаточно широкий круг операций, для которых также может быть характерно и неправомерное использование инсайдерской информации, и манипулирование рынком. которые остаются вне сферы действия рассматриваемого нормативного акта.

Надо отметить, что до настоящего времени распространение и использование инсайдерской информации на фондовом рынке фактически не контролировалось и сделки с её использованием совершаются фактически безнаказанно.

Что же в этом законе понимается под инсайдерской информацией и манипулированием рынком.

Инсайдерская информация – это достоверная по своему характеру нераскрытая информация (в том числе составляющая коммерческую, служебную и иную тайну), доступ к которой ограничен федеральными законами. В законе прописаны специальные наказания за совершение сделок с использованием инсайда.

Согласно закону инсайдерами могут являться не только организаторы торговли, клиринговые компании, депозитарии и кредитные организации, профучастники рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры), но и эмитенты, члены советов директоров, владельцы более чем 25 % акций компаний, рейтинговые агентства, аналитики инвесткомпаний, а также госслужащие, имеющих доступ к инсайдерской информации.

Отслеживание соблюдения законодательства об инсайде и манипулировании возложено на ФСФР. Впрочем, саморегулируемые организации и биржи не останутся в стороне.

Закон устанавливает виды ценных бумаг, финансовых инструментов и товаров, к которым может относиться инсайдерская информация и применительно к которым возможно её неправомерное использование, а также запрет на использование инсайдерской информации при совершении сделок, в том числе через третьих лиц, через «дачу рекомендаций».

Официально в истории ФСФР было два факта признания манипулирования на рынке ценных бумаг. В 2006 и 2007 гг. были два громких расследований, проведенные ФСФР в случае манипулирования с акциями «Полюс –Золото» и ВТБ. Однако результаты оказались практически нулевыми.

Серьёзных последствий не было, поскольку на тот момент не было ни административной, ни уголовной ответственности. Нарушители отделались небольшими штрафами. Рассмотрение таких дел в суде нарабатывается практикой.

Даже на Западе из тысячи подозрительных сделок до суда доводятся единицы.

Правда, недавно власти США предъявили обвинения в инсайдерских сделках на $20 млн шести финансистам на основе записей их телефонных разговоров. Инсайдерская сеть, шесть участников которой были арестованы, оказалась самой изощрённой за более чем 20 лет, утверждают прокуроры. Это первое инсайдерское дело, обвинения в котором основаны на записях телефонных разговоров.

Источник: https://gaap.ru/articles/nekotorye_kommentarii_k_zakonu_ob_insayderskoy_informatsii/

Ответственность за спекуляцию по УК РФ

Спекуляция — это покупка продукции или ценных бумаг для дальнейшей перепродажи с целью получения наживы.

Именно разница между реальной ценой и установленной спекулянтами стоимостью составляет доход. И хотя раньше УК РСФСР содержал санкции для «барыг», сейчас за спекулянство нет статьи.

В новых экономических условиях страны это противозаконное деяние потеряло свою актуальность. На смену ему пришли манипулирование рынком и неправомерное использование инсайдерской информации. За них и наказывает современный УК РФ.

Примеры спекуляции

Ею считается скупка акций, облигаций, различных интересующих коллекционеров предметов, объектов недвижимости и других ценностей для получения наживы путем перепродажи по завышенной цене.

Спекуляция возможна и на рынках товаров. Например, дельцы могут торговать дефицитной продукцией на территории, где ведутся боевые действия, введено эмбарго или произошло стихийное бедствие.

Уголовная ответственность за спекуляцию

Сейчас спекулянтов наказывают по двум статьям УК РФ:

  • ст. 185.3 — манипулирование рынком;
  • ст. 185.6 — неправомерное использование инсайдерской информации.

Наказание за манипулирование рынком

Под ним понимают различные действия, направленные на снижение или увеличение спроса, предложения, объема торговли. В итоге гражданам или государству причиняется крупный ущерб, либо преступники получают повышенную прибыль или избегают убытков.

Манипуляторы ловко распространяют ложные данные по разным каналам, проводят операции с валютой, ценными бумагами и товарами. Но за такие действия предусмотрено суровое наказание:

  • штраф от 300 до 500 тыс. руб.;
  • принудительные работы до 4 лет;
  • лишение свободы до 4 лет со одновременной уплатой штрафа до 50 тыс. руб.

Дополнительно суд может назначить запрет на занятие определенной деятельностью до 3 лет.

Если манипуляторы действовали группой, причинили особо крупный ущерб, извлекли излишний доход, либо избежали серьезных убытков, то их ждет:

  • штраф до 1 млн. руб.;
  • принудительные работы до 5 лет;
  • лишение свободы до 7 лет с возможным штрафом до 1 млн. руб.

Дополнительная санкция — лишение права работать по профессии или занимать конкретный пост в течение 3 лет.

Наказание за использование инсайдерской информации

Инсайдерская информация — это важные сведения о деятельности фирмы, которые не раскрывают посторонним лицам. Их разглашение может повлиять на рыночную стоимость ценных бумаг компании.

Но злоумышленники используют такие данные для своего обогащения:

  • проводят операции с ценными бумагами, деньгами или товарами;
  • побуждают третьих лиц к приобретению финансовых инструментов, иностранной валюты или товаров.

За свои действия они несут ответственность по ст. 185.6 УК РФ. Но привлечь их можно, если причинен крупный ущерб государству, компаниям или гражданам, либо получен доход или они избежали убытков в крупном размере.

Преступников-инсайдеров ждет наказание в виде:

  • штрафа от 300 до 500 тыс. руб.;
  • принудительных работ до 4 лет;
  • тюремного заключения от 2 до 4 лет с возможным штрафом до 50 тыс. руб.

Дополнительно суд вправе наложить запрет на занятие определенной деятельностью до 3 лет.

Если нарушитель передал инсайдерскую информацию другому лицу, что повлекло получение незаконной прибыли или причинение крупного ущерба, ему грозит:

  • штраф от 500 тыс. до 1 млн. руб. или конфискация дохода до 4 лет;
  • принудительные работы до 4 лет;
  • лишение свободы до 6 лет со штрафом до 100 тыс. руб.

Дополнительная санкция — лишение права занимать конкретную должность до 4 лет.

Административная ответственность

Она наступает за использование инсайдерской информации в незаконных целях, но только в том случае, если ущерб не достиг крупного размера.

Санкции содержатся в ст. 15.21 КоАП РФ для:

  • граждан — штраф до 5 тыс. руб.;
  • должностных лиц — до 50 тыс. руб.;
  • компаний — штраф в размере суммы излишнего дохода или причиненных убытков, но не менее 700 тыс. руб.

Кого могут привлечь к ответственности?

Если спекуляцией может заниматься кто угодно в преступных и корыстных целях, то инсайдерской информацией владеют немногие.

Она известна руководству компании, ее сотрудникам и некоторым лицам, с которыми работники в процессе сотрудничества обмениваются данными, — адвокаты, финансовые консультанты, аудиторы, банкиры.

Помимо наказания по УК РФ, эти лица испытают и другие неблагоприятные последствия — прекращение сотрудничества с крупными компаниями, негативная репутация на рынке и т.д.

Источник: http://ugolovnichek.ru/spekulyatsiya/spekulyatsiya-otvetstvennost-po-uk-rf

Актуальные проблемы противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации на организованном рынке

Фундаментальным принципом функционирования фондового рынка в любом государстве служит информационная прозрачность.

Достижение и поддержание инвестиционной привлекательности рынка всегда сопряжено с созданием таких правовых механизмов, которые в полной мере будут обеспечивать своевременное и полное раскрытие информации, минимизацию информационных преимуществ, а также гарантировать справедливое ценообразование.

Повышение конкурентоспособности отдельно взятых компаний, организаторов торгов на рынке ценных бумаг, а также экономики в целом неизбежно связано с институтом раскрытия существенной рыночной информации, что напрямую влияет на доверие инвесторов.

Проблема информационной асимметрии на организованном рынке известна достаточно давно. Наиболее серьезным ее проявлением служит неправомерное использование инсайдерской информации — нераскрытой информации, способной в случае раскрытия оказать существенное влияние на динамику рыночных котировок.

Причем ключевым признаком противоправности и неэтичности соответствующей деятельности является то, что доступ к такой информации и обладание ей обусловлены, как правило, служебным и иным «привилегированным» положением.

Так, например, обладая нераскрытыми сведениями о предстоящем слиянии двух крупных эмитентов, недобросовестные представители высшего менеджмента компаний успевают скупить значительное количество акций, заведомо зная о том, что информация будет интерпретирована рынком положительно и стоимость акций после раскрытия информации, по всей вероятности, возрастет. Или, наоборот, узкий круг лиц компании обладает информацией «негативного» содержания (например, о предстоящем отзыве лицензии на определенные виды деятельности), которая в случае раскрытия, очевидно, вызовет противоположную реакцию инвесторов в виде активного поведения (продажа ценных бумаг) либо пассивного (снижения спроса на ценные бумаги). В период финансовых кризисов неосведомленные инвесторы остаются еще более уязвимыми, поскольку, не получив вовремя соответствующую информацию (сулящую резкое падение котировок), они претерпевают значительные имущественные потери. Вместе с тем «на плаву» всегда остаются «инсайдеры» — лица, которым ранее всех стала известна важная информация и кто успел предотвратить все неблагоприятные последствия ее раскрытия.

Как известно, в России с недавних пор существует достаточно обширная нормативно-правовая база в сфере противодействия неправомерной инсайдерской деятельности.

Принятый в ходе длительного лоббирования (около 18 лет!) под амбициозными лозунгами создания в Москве Международного финансового центра, Федеральный закон от 27 июля 2010 г.

N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации» (далее — Закон) и ряд нормативно-правовых актов ознаменовали легализацию запрета на инсайдерскую торговлю и формирование правовых механизмов, направленных на выявление и пресечение неправомерного использования инсайдерской информации.

Ключевая категория Закона — «инсайдерская информация» — определяется в статье 2 как «точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона» .

Проанализировав данную дефиницию, мы обнаружим, что в ней заложен ряд противоречий. Прежде всего следует обратить внимание на то, что недопустимым является отождествление инсайдерской информации с информацией, составляющей различные виды тайн (коммерческая, банковская, тайна связи и др.).

Так, если мы обратимся к определению коммерческой тайны, то увидим, что нормами Федерального закона «О коммерческой тайне» коммерческая тайна определяется как режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду . Цель установления правового режима коммерческой тайны — ограничить доступ к информации и сохранить ее конфиденциальность без временных ограничений. В то же время особенностью режима инсайдерской информации является то, что он по своей природе не тождествен различным видам тайн. Различны условия охраноспособности, порядок раскрытия сведений. Должны быть проведены все допускаемые законом действия, для того чтобы «тайна» не стала достоянием неограниченного круга лиц. Квинтэссенция же правового режима инсайдерской информации заключается в том, что она должна быть раскрыта в максимально короткие сроки. Таким образом, применительно к перечню сведений, признаваемых инсайдерской информацией, установленный законом режим тайны будет трансформироваться и дополняться признаком необходимости обязательного раскрытия таких сведений . Соединение двух несовпадающих правовых режимов в отношении одной и той же информации вряд ли можно назвать допустимым.

Читайте также:  Незаконная торговля алкоголем: штраф и ответственность в 2018 году

Ввиду подобной конструкции правовой нормы вполне можно прогнозировать неизбежное возникновение целого ряда практических проблем. В частности, раскрытие коммерческой тайны может существенно нарушить интересы хозяйствующего субъекта. При этом в силу императивности норм о раскрытии инсайдерской информации он не имеет альтернативы воздержаться от раскрытия сведений.

Перечень инсайдерской информации установлен нормативно, и это означает, что раскрытию подлежит вся вновь образуемая информация, относимая к инсайдерской. Причем при нарушении обязанности по раскрытию инсайдерской информации статья 15.35 КоАП РФ предусматривает применение мер ответственности в виде штрафа в размере до семисот тысяч рублей (для юридических лиц).

Таким образом, информация «частная» должна стать информацией «общей», если ей присущ главный признак, обусловленный свойством ее ценности, — способность влиять на цены финансовых инструментов (валюты, товаров).

Разумеется, основным средством минимизации информационных преимуществ при ведении торговли является своевременное и полное раскрытие информации. Но порой преждевременное раскрытие информации является нежелательным для ее обладателя и может нанести ему ущерб.

Неизбежно возникает вопрос: как при этом обеспечить баланс интересов «первичных» обладателей информации и неопределенного круга лиц, под которыми по смыслу законодательства об инсайде подразумеваются все участники рынка? Представляется, что весьма рациональное разрешение такой коллизии интересов предлагает законодательство Европейского Союза. В соответствии с Директивой 2003/6/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «Об использовании инсайдерской информации в процессе торгов и манипулировании рынком (рыночных махинациях)» эмитенты обязаны незамедлительно довести инсайдерскую информацию до сведения общественности. В то же время Директива указывает, что инсайдер вправе не раскрывать информацию в случае, если она, став общедоступной, приведет к ущемлению его законных интересов. Подобные действия не должны расцениваться как противоправные, если подобная задержка не вводит других лиц в заблуждение, а сам владелец информации при этом способен обеспечить ее конфиденциальность. Государства — члены ЕС могут требовать от такого владельца без промедлений информировать компетентные органы относительно своего намерения отложить публичное раскрытие инсайдерской информации .

Кроме того, неоправданное отождествление правовых режимов информации может вызвать сложности в квалификации правонарушений. Конкуренция возникает между ст. 14.33 и ст. 15.21 КоАП РФ, а также между ч. 2, 3 ст. 183 и ст. 185.6 УК РФ, и вполне есть вероятность возможных злоупотреблений правоприменительных органов в пользу выбора более жестких или мягких санкций.

Формальным признаком инсайдерской информации является включение ее в соответствующий перечень . Следует выдвинуть тезис, что наиболее спорным моментом в конструкции правовой нормы является такая отсылочность к акту подзаконного уровня.

Сам Закон N 224 не раскрывает, что относится к инсайдерской информации, а определение в ст. 2 заканчивается ссылкой.

Такое построение стилистически лишает дефиницию ясности и лаконичности, вызывает нагромождение, формально-юридически лишает согласованности в общей нормативной иерархии, а функционально и содержательно ограничивает начала диспозитивности в правовом регулировании предпринимательских отношений в данной сфере, поскольку не кто иной, как сами предприниматели должны быть наделены большим объемом прав в определении информации, способной повлиять на рынок.

Запреты получают следующие действия, связанные с инсайдерской информацией: 1) использование инсайдерской информации при совершении операций со связанными с ней финансовыми инструментами, валютой, товарами; 2) передача инсайдерской информации третьим лицам; 3) дача рекомендаций третьим лицам, обязывание или побуждение их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров.

Источник: http://love-credit.ru/st/aktualnye-problemy-protivodeystviya-nepravomernomu-ispolzovaniyu-insayderskoy-informacii-na

Что такое инсайдерская торговля?

Инсайдерская информация — (англ. Insider information) — существенная публично нераскрытая служебная информация компании, которая в случае ее раскрытия способна повлиять на рыночную стоимость ценных бумаг компании.

Сюда можно отнести: информацию о готовящейся смене руководства и новой стратегии, о подготовке к выпуску нового продукта и к внедрению новой технологии, об успешных переговорах о слиянии компаний или идущей скупке контрольного пакета акций; материалы финансовой отчетности, прогнозы, свидетельствующие о трудностях компании; информация о тендерном предложении (на торгах) до его раскрытия публике и т. д.

В более широком смысле — любая важная информация, известная узкому кругу лиц, близких к её источнику.

Проект Федерального закона РФ «Об инсайдерской информации» определяет понятие: «инсайдерская информация — любая информация об эмиссионных ценных бумагах и сделках с ними, а также об эмитенте этих ценных бумаг и осуществляемой им деятельности, не известная третьим лицам, раскрытие которой может оказать существенное влияние на рыночную цену этих ценных бумаг»

Руководство предприятия, как правило, владеет инсайдерской информацией. Другие сотрудники компании также владеют ею. Другие лица, с которыми компания может в процессе работы обмениваться соответствующими сведениями, тоже становятся инсайдерами. Такими лицами могут быть, например, адвокаты, финансовые консультанты, банкиры и пр.

В большинстве стран законы о ценных бумагах содержат нормы, направленные против использования инсайдерской информации в целях дестабилизации рынка и получения ограниченным кругом лиц, имеющих к ней доступ, несправедливой прибыли. В России в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» (1996) используется понятие «служебная информация».

Административная ответственность

Ответственность за использование инсайдерской информации предусмотрена ст. 15.21 КоАП «Использование служебной информации на рынке ценных бумаг». Установленные в КоАП РФ мизерные штрафы в размере от 3 до 500 тыс. руб. не являлись мерой, способной остановить недобросовестных инвесторов.

Уголовная ответственность

Значительным шагом в борьбе с неправомерным использованием инсайдерской информации и манипулированием рынком стал Федеральный закон № 241-ФЗ от 30 октября 2009 г., который с 14 ноября 2009 г. ввел уголовную ответственность за новые составы преступлений на рынке ценных бумаг.

Среди введенных в УК РФ новых составов преступлений необходимо отдельно выделить ст. 185.3 УК РФ «Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг». Под это понятие подпадают действия, в результате которых повышается, понижается и поддерживается цена ценных бумаг, спрос на них или объем торгов ими.

Ответственность манипуляторов по новому законодательству предусматривает штраф от 300 тыс. руб. до 6 лет лишения свободы.

До введения этой статьи в Уголовный кодекс за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг была предусмотрена всего лишь декларативная административная ответственность, которая применялась редко.

Два других состава уголовных преступлений: «Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги» и «Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг», введенных Законом № 241-ФЗ, должны снизить активность рейдеров, так как до этого основная часть участников рейдерских захватов привлекалась к гражданско-правовой, а не к уголовной ответственности. Привлечь рейдеров к уголовной ответственности можно было только по таким статьям Уголовного кодекса, как мошенничество, подлог документов, кража.

Законопроект о противодействии инсайду

17 апреля 2009 г.

Госдума РФ приняла в первом чтении проект Федерального закона № 145626-5 «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком», разработкой которого ФСФР занималась с момента своего создания.

Отличительной особенностью законопроекта является комплексное решение проблемы защиты от злоупотреблений инсайдеров и лиц, манипулирующих рынком. Его действие распространяется как на финансовый (включая валютный), так и на товарный рынок.

В проекте закона дается определение инсайдерской информации, отсутствующее в действующем законодательстве, и вводится правовой режим ее использования.

ФСФР предлагает понимать под инсайдерской информацией точные и конкретные сведения, которые не были раскрыты, распространены или предоставлены, а также данные, составляющие коммерческую, служебную и другую тайну, доступ к которой имеет определенный круг лиц (инсайдеры), раскрытие, распространение или предоставление которых может оказать существенное воздействие на цены финансовых инструментов или товаров. Существующие в законодательстве определения служебной информации, ее использования на рынке ценных бумаг и лиц, располагающих служебной информацией, не соответствуют сути инсайдерской проблемы, и введение понятия «инсайдерская информация» назрело давно.

Кроме того, законопроект определяет круг инсайдеров и устанавливает запрет на использование инсайдерской информации при совершении сделок.

Предполагается, что участники рынка ценных бумаг будут вести списки инсайдеров и осуществлять меры по выявлению и предотвращению незаконного использования инсайдерской информации.

ФСФР наделяется новыми полномочиями по выявлению и предотвращению правонарушений, связанных с использованием инсайдерской информации, включая право требовать предоставления документов и информации, право проводить проверки, получать объяснения, направлять предписания об устранении нарушений, приостанавливать действие или аннулировать лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В случае необходимости осуществления оперативно-розыскных мероприятий по выявлению правонарушений законопроект предусматривает механизм привлечения ФСФР органов внутренних дел, включая проведение общих проверок.

К манипулированию рынком законопроект относит ряд действий, к числу которых, в частности, относится распространение через СМИ (в том числе электронные), информационно-телекоммуникационные сети общего пользования (включая Интернет) или иным путем ложных сведений, способных оказать влияние на цену, спрос или предложение финансового инструмента или товара, либо объем торгов. Это положение законопроекта вызвало большой отклик во многих средствах массовой информации, так как к уголовной ответственности по формальным признакам можно привлекать главного редактора, редакцию средства массовой информации, распространившего ложные или вводящие в заблуждение сведения. Реакция вполне понятная: распространяющие подобную информацию СМИ, как правило, не знают о ложности таких сведений. ФСФР пошла навстречу в этом вопросе и уже внесла соответствующие коррективы в законопроект, которые устанавливают привлечение СМИ к ответственности только за умышленное распространение информации. Тем не менее с целью повышения эффективности нового закона полностью из под действия закона СМИ не были выведены.

В законопроекте не предусмотрены конкретные санкции за незаконное использование инсайдерской информации и иные нарушения, предусмотренные законопроектом. Вероятно, они будут отдельно введены в Уголовный кодекс РФ и КоАП уже после принятия законопроекта. В настоящее время проект закона находится на стадии подготовки ко второму чтению в Госдуме РФ.

Примеры:

Рассмотрим наиболее громкие примеры из истории российского фондового рынка с весьма вероятным использованием инсайда.

Один из ярчайших случаев инсайда, причем на высшем уровне, связан с повышением кредитного рейтинга России американским агентством Standard & Poors в 2004 году.

За 33 минуты до официального объявления этой новости цены на российские еврооблигации стали лихорадочно расти и увеличились на 1%. А за 15 минут до обнародования информации стоимость многих акций, а вместе с ней и фондовые индексы бирж РТС и ММВБ, поднялась примерно на 2%.

Надолго в памяти участников биржевых торгов останется игра на акциях нефтяной компании «ЮКОС» в период ее объединения с другой крупной нефтяной компанией – «Сибнефть».

Публикации этого известия в прессе 22 апреля 2003 года предшествовало почти двухнедельное повышение котировок акций обеих компаний, хотя никаких объективных причин для сильного роста не было.

В результате с 4 по 23 апреля 2003 года цена акций ЮКОСа на торгах ММВБ поднялась с 297 до 367 рублей – почти на 24%. Возможный доход инсайдеров с учетом оборотов торговли превысил $10 млн.

Последний скандал разгорелся вокруг увеличения в «Вымпелкоме» доли компании Altimo (управляющей телекоммуникационными активами «Альфа-Групп») до 43,8% голосующих акций.

На это быстро отреагировал другой крупный акционер «Вымпелкома» – норвежская компания Telenor обвинила Altimo в использовании инсайдерской информации при скупке акций и подала в суд. Судебный процесс обещает быть громким.

Дело в том, что акции «Вымпелкома» размещены на фондовой бирже в США, поэтому суд будет вершиться по американскому законодательству, которое трактует инсайд как тяжкое преступление.

Читайте также:  Заявление в прокуратуру по факту мошенничества в 2018 году: как составить и подать, образец

Агрегатор новостей 24СМИ

Агрегатор новостей 24СМИ

Источник: https://stockinfocus.ru/2011/03/09/insajderskie-sdelki-na-rossijskom-rynke/

Закон об инсайдерской информации: путь длиной в 10 лет. Исторические хроники РАПСИ

Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох:

«Об инсайдерской информации» — так назывался законопроект, внесенный в 2000 году, в начале полномочий Госдумы третьего созыва. Его авторами были депутаты Иван Грачев («Народный депутат»), Михаил Емельянов («Яблоко») и Владимир Тарачёв («Единство-Единая Россия»).

Само название законопроекта свидетельствует о новых экономических реалиях, сложившихся в России в началу ХХI века (напомним, что «инсайдерская информация» — это существенная, публично не раскрытая служебная информация компании, которая в случае её раскрытия способна повлиять на рыночную стоимость ценных бумаг компании»). Новая сфера требовала, казалось бы, своего правового регулирования. Однако судьбу законопроекта в период третьего думского созыва можно охарактеризовать как мутную. Дважды те же авторы вносили его новые редакции: в 2001 и 2003 годах. Дважды его рассмотрение переносилось, в том числе по настоятельной рекомендации представителя Правительства РФ Андрея Логинова, мотивировавшего это большим количеством серьезных замечаний, над которыми лучше поработать до вынесения на первое чтение. 

Между тем срок полномочий третьей Госдумы истек. К вопросу правового регулирования инсайдерской информации депутаты вернулись уже в четвертом созыве, в июне 2004 года.

На рассмотрение палаты был был предложен тот же законопроект тех же авторов. Некоторые отличия состояли лишь в том, что Иван Грачев в четвертую Госдуму не избрался, фракция Владимира Тарачёва стала именоваться «Единая Россия», а Михаил Емельянов покинул «Яблоко» и вступил в ЕР.

На пленарном заседании доклад делал Владимир Тарачёв. Несмотря на то, что с момента первичного внесения законопроекта прошло четыре года, необходимость объяснить, что же означает термин «инсайдерская информация», не отпала.

Тарачёв растолковал это, по его же словам, «достаточно примитивно»: «Вот представьте себе, что акционерное общество, его совет директоров, определяет, что по итогам работы за год будут выплачены большие дивиденды.

Естественно, когда эта информация будет опубликована, цена акций этого акционерного общества возрастет.

Если человек, который знает эту информацию раньше, чем она опубликована в средствах массовой информации, приобретает эти акции по дешевке, то через некоторое время, когда цена акций взлетает, он может их продать и заработать достаточно большие деньги».

То же самое, отметил он, касается чиновников. По его словам, если посмотреть подшивки российских газет и журналов за последний год, то найдется порядка пятисот упоминаний о фактах или о подозрениях в использовании инсайдерской информации. И это касается практически всех крупных эмитентов.  

Сегодня решать вопросы по инсайдерским преступлениям, сказал Тарачев, просто необходимо. И рассматриваемый законопроект должен заложить правовую базу для государственного мониторинга рынка ценных бумаг, проведения проверок по подозрительным случаям, выявления нарушителей и, естественно, привлечения их к ответственности.

Концепция законопроекта была основана на трех элементах. Первое — это определение таких ключевых понятий как инсайдерская информация и инсайдер. Второе — это запрещение использовать инсайдерскую информацию при совершении сделок с ценными бумагами. И третье — это описание мониторинга сделок на рынке ценных бумаг и процедуры инсайдерских проверок.

Законопроект содержал полный перечень лиц, признаваемых инсайдерами. К ним, в частности, были отнесены члены совета директоров, коллегиального исполнительного органа, ревизионной комиссии эмитента и дочерних обществ, аудиторы.

Инсайдеру запрещалось совершать сделки с ценными бумагами с использованием инсайдерской информации в своих интересах или в интересах третьих лиц, передавать или делать доступной для третьих лиц эту информацию, а также давать рекомендации о совершении сделок с ценными бумагами, основанные на инсайдерской информации. 

Проект устанавливал также права и полномочия регулирующего органа по проведению проверок в отношении инсайдеров, включая право на своевременное получение полной информации о совершенных сделках. 

С содокладом выступил заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков («Единая Россия»). Мнения коллег по фракции разошлись.

Нет, конечно, Аксаков согласился, что проблема, которую пытаются решить с помощью законопроекта авторы, действительно актуальна.

В качестве примера он привел случай, связанный с периодом повышения кредитного рейтинга России до инвестиционного уровня: за пятнадцать минут до соответствующего объявления началась активизация на рынке, начали покупать ценные бумаги российских эмитентов.

Естественно, это были те, кто знал информацию о том, что кредитный рейтинг будет повышен. То есть урегулировать этот вопрос законодательно необходимо. Однако, изучив данный законопроект, комитет принял решение рекомендовать его к отклонению. 

Причины такого решения были следующие. Во-первых, само понятие «инсайдерская информация» дается неопределенно, широко: на основе этого определения можно фактически любого участника рынка ценных бумаг привлечь к ответственности, замордовать, и в результате он просто не сможет работать на рынке ценных бумаг.

Во-вторых, слишком большие полномочия предоставляются федеральному органу по рынку ценных бумаг и при этом он не несет никакой ответственности за действия, которые может осуществить на основе данного закона.

В-третьих, если речь идет об инсайдерской информации на рынке ценных бумаг, то достаточно внести поправки в закон «О рынке ценных бумаг» и урегулировать этот вопрос. 

Ну и традиционная, можно сказать, претензия — законопроект противоречил шести уже действующим законам, в том числе Гражданскому кодексу, Кодексу об административных правонарушениях, законам «О рынке ценных бумаг» и «О защите прав и законных интересов инвесторов».

На этапе вопросов и ответов депутаты сообщили:

— что широко известным примером использования инсайдерской информации стала продажа крупных пакетов государственных краткосрочных обязательств, ГКО, в конце июля — начале августа 1998 года некоторыми крупными инвесторами и те действия полностью подпадают под статьи данного законопроекта;

— что при этом в законе «О рынке ценных бумаг» уже прописано определение служебной информации и служебной тайны, и там все вопросы предоставления информации, сдачи информации описаны, а проект закона «Об инсайдерской информации» этого вопроса не решает; 

— что как минимум пять смежных законов имеют предметом регулирования отношения, заложенные в основу законопроекта.

Реплику Виктора Геращенко, что у него «до сих пор нет инсайдерской информации: наша верховная власть против компании «ЮКОС» или она против Ходорковского?» сочли, видимо, риторической, и ответа она нее дано не было.

Представитель Правительства РФ Андрей Логинов напомнил, что законопроект был внесен в 2000 году, после этого он неоднократно изучался, анализировался и правительство регулярно давало отрицательную оценку и предлагало авторам внести исправления.

И уже когда все возможные исправления по замечаниям, которые высказывало правительство, были в данный законопроект внесены, появился положительный отзыв. В нем было сказано, что разработка законодательства в отношении инсайдерской информации чрезвычайно актуальна.

Тем не менее, сообщил Логинов, в правительстве согласны с мнением профильного комитета, что данный законопроект следует отклонить.

По его словам, «не может получиться хорошим законопроект, который рождается вот в ходе такой, знаете, многолетней переписки: мы говорим, знаете, всё хорошо, только подправьте это — подправляют, подправьте это…» Логинов предложил продолжить работу над законопроектом и пообещал оказывать всю необходимую поддержку. 

Многострадальная редакция законопроекта «Об инсайдерской информации» была отклонена. И только в 2010 году Госдума приняла действующий сегодня федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Источник: http://rapsinews.ru/legislation_publication/20180719/285030643.html

Борьба с инсайдерством в России и за рубежом |

Создание в Москве Международного финансового центра связано с введением дополнительного регулирования российского рынка ценных бумаг и товаров, обращающихся на биржах, и гарантий инвесторов. Попробуем разобраться, насколько эти задачи решает вступивший в силу 27 января 2011 года так называемый Закон об инсайде.

Разберемся в понятиях

В деловом обороте под понятием «инсайдер» (от англ. inside — внутри) понимается любое лицо, имеющее доступ к конфиденциальной информации о делах фирмы благодаря своему служебному положению и родственным связям. Следовательно, инсайдерская информация — информация внутренняя.

В России понятие «инсайдерская информация» было определено только в середине 2010 года. В Законе от 27.07.

2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» говорится, что под «инсайдерской информацией понимается точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг (далее — эмитент), одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов». Кроме того, в данном Законе определен перечень лиц, которые осуществляют раскрытие инсайдерской информации.

Если информация имеет коммерческую ценность, она именуется коммерческой тайной. При этом определение «коммерческий» не относится к содержанию этой информации. Информация любого рода может считаться коммерческой, если из нее можно извлечь выгоду.

Инсайдерская информация отличается и от служебной тайны, и от коммерческой, и от банковской прежде всего тем, что всякая тайна не может быть достоянием неограниченного круга лиц.

А инсайдерская — «подлежит обязательному раскрытию», но через некоторое, довольно короткое время.

В качестве распространителей инсайдерской информации выступают:

  • эмитенты и управляющие компании;
  • хозяйствующие субъекты, включенные в реестр и занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара;
  • организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами;

Источник: http://5898523.ru/borba-s-insajderstvom-v-rossii-i-za-rubezhom/

Что такое инсайдерская информация по закону

Инсайдерская информация – это значительные, не обнародованные служебные данные организации, которые в ситуации обнародования могут существенно и негативно повлиять на стоимость акций данной компании.

К данной категории относится такая информация: данные о планируемом изменении руководящего состава и топ-менеджмента, подготовительные шаги к выпуску на рынок нового товара или услуги, внедрение современной технологии, успешные договоренности о слиянии организаций, планируемая скупка акций компании, данные финансовой отчетности и прочие важные материалы. То есть в качестве такой информации выступают любые данные, о которых осведомлен близкий к источнику круг граждан и должностных лиц.

Определение понятия

ФЗ от 27.07.2010 N 224-ФЗ прописано, что инсайдерскими данными являются четкие и точные сведения, которые не были обнародованы (включая налоговую, банковскую, коммерческую тайну). Несанкционированное обнародование информации может повлечь за собой падение цен на финансовые инструменты компании или реализуемые товары и услуги.

Как правило, инсайдерами выступает руководство организации, сотрудники, а также прочие лица, с которыми компания в процессе функционирования и партнерских отношений обменивается инсайдерской информацией (к примеру, аудиторы, юристы, консультанты).

Ответственность за незаконное использование

Наказательные меры прописаны в ст. 15.21 КоАП:

  • для граждан предполагается штраф 3-5 тыс. руб;
  • для должностных лиц штрафные санкции 30-50 тыс. руб. или лишение права занимать указанные должности на протяжении 1-2 лет;
  • для предприятий – до 700 тыс. рублей или в сумме прибыли, полученной незаконным путем, или понесенных компанией убытков вследствие разглашения такой секретной информации).

Инсайдерскую информацию не допускается использовать с такими целями:

  • для ведения операций с ценными бумагами, инстранной валютой и товарами, за свой счет или за счет посторонних граждан, за исключением приобретения или продажи финансовых инструментов в силу выполнения служебных обязательств, если данное обязательство появилось до момента, когда гражданин стал осведомлен о деталях инсайдерской информации;
  • посредством предоставления ее другому гражданину, за исключением ситуаций передачи человеку, который включен в перечень инсайдеров в силу выполнения служебных функций или выполнения условий соглашения;
  • посредством рекомендаций прочим лицам, побуждения их к приобретению или продаже финансовых инструментов или товаров.

Особенности закона о противодействии инсайду

Специфической чертой закона №224 ФЗ стал комплексный подход к решению проблемы защиты и препятствования злоупотреблениям инсайдерской информацией гражданами и должностными лицами в целях манипуляций. Действие закона применяется как на финансовом, так и на товарном рынке.

Читайте также:  Прокурор в уголовном процессе в 2018 году: участие, полномочия

Законом установлен определенный круг инсайдеров, предусмотрен полный запрет на применение в своих целях инсайдерских данных в процессе осуществления различных сделок. Предполагается, что участники финансового рынка ведут перечни инсайдеров и выполняют действия, направленные на выявление и избежание несанкционированного использования инсайдерских секретных данных.

ФСФР были выданы полномочия в отношении выяснения и предотвращения нарушений законодательства касательно использования такой секретной информации, в том числе право:

  • требовать предъявления документации и данных;
  • осуществлять контрольную деятельность;
  • получать обоснованные объяснения;
  • направлять рекомендации касательно устранения недочетов и нарушений законодательства;
  • приостанавливать или отбирать лицензии на ведение определенной деятельности на рынке.

При надобности выполнения оперативно-следственных действий с целью выяснения правонарушений законом предусмотрен комплекс мер для привлечения ФСФР правоохранительных органов, в том числе для выполнения внутренних проверок и аудитов.

К категории манимулятивных действий на рынке относятся такие действия, как распространение информации через средства массовой информации, телекоммуникационные сети и интернет, а также обнародование данных посредством предоставления заведомо неправдивых данных, которые могут существенно повлиять на цену финансовых инструментов или товаров, на уровень спроса и предложения, объемы торгов. К примеру, по новым правкам в закон формально к уголовной ответственности могут привлекаться главные редакторы печатных изданий, редакции, которые умышленно опубликовали неправдивые или ложные данные и ввели в заблуждение общественность.

Однако данное требование не всегда целесообразно, ведь в основном СМИ, обнародуя такую информацию, не осведомлены о том, что она неправдива.

ФСФР пошла навстречу, были внесены определенные поправки, согласно которым в текущем году привлечь сотрудников или редакции печатных изделий допускается только в том случае, когда доказан факт умышленного и преднамеренного распространения ложных сведений.

На видео об ответственности за разглашение тайны

В законе не прописаны конкретные меры наказания и их длительность за нарушение режима секретности инсайдерской информации, даны лишь основные меры ответственности. Инсайдерская информация важна с точки зрения стабильности цен на финансовые инструменты компании и стабильное ведение торговли.

Мы рассмотрели, что означает понятие инсайдерской информации, какой круг лиц ею владеет.

Следует помнить, что за распространение банковской, налоговой или коммерческой тайны сотруднику или компании предстоит существенное наказание, предполагающее уголовные меры наказания или выплату штрафных санкций.

Источник: http://ru-act.com/ugolovnyj-kodeks/chto-takoe-insajderskaya-informaciya-po-zakonu.html

Инсайдерская торговля (что это) – примеры и скандалы

В экономическом контексте под определение инсайдерской информации попадают любые важные не публичные, а часто закрытые для посторонних сведения, предназначенные только для «служебного пользования», разглашение которых может оказать ощутимое влияние на котировки ценных бумаг компании.

Однако только лишь определения того, что такое инсайдерская информация, недостаточно и для полноты картины необходимо разобрать еще такие понятия, как инсайдер и инсайдерская торговля, а также связанные с этим законодательные особенности, о чем и пойдет речь далее.

Кто такой инсайдер

В соответствии с определением комиссии по ценным бумагам США, инсайдер – это человек, обладающий 10 и более процентами акций какой-либо компании, поскольку в силу своего положения, он автоматически включен в процесс управления фирмой, и ни одно важное решение не может быть принято без его ведома.

В более широком смысле инсайдер – это любой человек, имеющий доступ к закрытой информации (например, служебной или коммерческой тайне). В связи с чем, даже рядовые сотрудники многих корпораций при поступлении на работу подписывают документы о неразглашении любых важных сведений, касающихся деятельности их фирмы.

Таким образом, инсайдеры – это крупные акционеры, а также люди, имеющие доступ к важным закрытым данным – это могут быть, как сотрудники компании, так и внешние лица, такие как члены ревизионных комиссий, оценщики, представители кредитных и страховых организаций, рейтинговых агентств, спецслужб, силовых структур, занимающихся борьбой с экономическими преступлениями и др.

Реальный пример инсайдерской торговли

Как-то в 2006 году, в русской бане в Нью-Йорке собрались несколько человек, это были аналитики Goldman Sachs Евгений Плотник, его бывший коллега Давид Пайцин и бывший советник Merrill Lynch Станислав Шпигельман. Именно тут эти люди решили использовать инсайдерскую информацию о слияниях в целях заработать. В тот момент Merrill Lynch принимал участие в приобретении Gillette корпорацией Procter&Gamble.

Так, 23-х летняя подруга Пайцина  – стриптизерша Моника Вуйович, заработала на сделках более $300 тыс., папа Плотника смог заработать $63 000, его знакомый по софтболу, Элвис Сантана, сколотил более $460 000; еще один инвестор обогатился на 735 000 долларов.

Погубила тройку инсайдеров простая жадность, так как готовилось большое слияние Adidas и Reebok.

Тогда тетя Пайцина, бывшая швея, пенсионерка, 63 года, вложила большие деньги в опционы на акции Reebok, а через месяц, когда рынку стало известно о слиянии, она закрыла все сделки и сразу заработала 2 млн долларов.

Комиссия по ценным бумагам США заинтересовалась этой сделкой, так как это была большая сумма для опционов, еще и от пенсионерки, бывшей швеи. Так они и вышли на организаторов.

Плоткина и Пайцина посадили в тюрьму на 37 месяцев, а Шпиглеман внес залог 3 млн. долларов и остался на свободе.

Позже выяснилось, что инсайдеры сумели подкупить работника типографии, и он передавал инсайдерам свежие номера журнала Business Week, благодаря чему Плоткин смог заработать $340 000.

Теоретически же инсайдером может являться не только человек, занимающий руководящие посты в фирме, но и вообще любой другой сотрудник компании (даже уборщица) или как отмечалось выше, представитель других организаций, близко с ней взаимодействующих.

Находясь в более выгодном положении по сравнению с мелкими акционерами и обычными трейдерами, носители закрытой информации могут манипулировать рынком и извлекать огромные прибыли неправомерным образом.

Иногда люди идут на страшные преступления, чтобы не только получить инсайд, но и создать его самому, например Сергей В. решил подорвать автобус с футболистами, чтобы обрушить акции футбольного клуба, предварительно купив опционы на понижение. Эта история подробно описана в статье “Плохой способ заработать на опционах“.

Инсайдерские скандалы в России

В 2003 году вокруг ЮКОСа разгорелся скандал. За месяц до того, как компания провела слияние с Сибнефть, инсайдеры искусственно завышали котировки акций и повысили их на 24% и только после этого в СМИ вышла информация о слиянии. По оценкам, за этот месяц инсайдеры заработали более 10 млн долларов.

Еще один подобный случай произошел с компанией Altimo, которые были главными акционерами компании Vimpelcom. За один месяц Altimo на 44% увеличила свой пакет акций в Вымпелкоме, а затем было объявлено о том, что последняя компания выиграла огромный государственный тендер. Конечно, после этого акции сильно подскочили в цене.

Главным конкурентом в получении тендера была компания Telenor, и она подала в суд на Altimo из-за инсайдерской торговли. Так как акции Vimpelcom обращались на бирже в США, то дело рассматривал американский суд, и Altimo с треском проиграла дело.

Как работает ложная инсайдерская информация

Другим немаловажным инструментом манипулирования рынками является ложная инсайдерская информация, которая в наше время глобальных СМИ и интернета может в значительной степени влиять на котировки ценных бумаг.

Ложный инсайд может быть, как творением самих СМИ в результате неправильного понимания или трактовки высказываний какого-либо эксперта, руководителя компании либо политика, или же целенаправленным информационным вбросом заинтересованной стороны.

Полезные статьи:

Обильный спрос и погоня за инсайдерской информацией порождает благоприятное поле и для действий различных мошенников, зачастую предлагающих искателям инсайда пустышку под видом эксклюзивных финансовых данных из проверенного источника как это было с Enron Corporation, которая была, практически, монополистом в отрасли электричества в США.

Суть ложного инсайда была в том, что компания стоила более 50 млрд долларов, но никто не знал, что у Enron есть черная бухгалтерия, которая скрывала истинные показатели компании, а они были куда хуже, чем показывались инвесторам. В итоге корпорация объявила неожиданное банкротство, и тысячи акционеров и инвесторов оказались ни с чем.

Технологичная компания занималась разработкой процессоров и создала процессор с уникальной по характеристикам архитектурой, благодаря чему его мощность превосходила всех конкурентов в несколько раз.

Однако более опытные конкуренты сделали заявление о том, сама MISC при тестированииновых процессоров зафиксировала очень низкую мощность, и то, что эти процессоры не смогут конкурировать на рынке.

Сразу после этого акции MISC обвалились до минимумов, что позволило конкурентам просто купить компанию MISC по дешевке и распустить весь отдел разработчиков.

Что такое инсайдерская торговля

Старинная поговорка гласит: «каждый охотник желает знать, где сидит фазан», точно также каждый трейдер и финансист хотел бы иметь точные сведения о том, когда нужно покупать либо продавать тот или иной актив до того, как об этом узнают и другие, чтобы получить значительные преимущества. Вот здесь-то у некоторых и может возникнуть соблазн прибегнуть к использованию инсайдерской информации для получения необходимых сведений раньше, чем другие участники рынка.

Заключение сделок на финансовом рынке с использованием инсайдерской информации и есть инсайдерская торговля.

В большинстве стран в соответствии с законами об инсайдерской информации такой метод трейдинга считается запрещенным и карается административным или даже уголовным наказанием.

Что же плохого в использовании закрытой информации для получения прибыли на финансовых рынках, и почему с этим так жестко борются?

Все дело в том, что подобные манипуляции нарушают условия честной конкуренции, ставя одних участников рынка в привилегированное положение по сравнению с другими, а это несопоставимо с правилами рыночной экономики, требующими, чтобы все находились в равных условиях.

Такие махинации позволяют высокопоставленным должностным лицам компаний и небольшим группам крупных акционеров получать огромные прибыли в ущерб большинству мелких держателей акций, на вложениях которых в большинстве случаев все и держится.

Поэтому, отсутствие мер по борьбе с манипулированием рынком с помощью инсайда могло бы попросту разрушить мировую экономику, и уж точно не позволило бы ей развиться до нынешнего уровня.

Не так давно миллиардера Раджа Раджаратнама осудили на 11 лет за инсайдерскую торговлю. Его обвинили в использовании инсайдерской информации при управлении своим хедж-фондом Galleon Group. Суд оказался показательным, так как на нем не имели значение статус и состояние обвиняемого.

Противодействие незаконному использованию инсайдерской информации

Первыми обратили внимание на необходимость жесткого противодействия инсайдерской торговле американцы в середине 1930-х, во времена великой депрессии, когда в ходе расследования причин биржевого кризиса 1929 года, выяснилось, что одной из них и является неправомерное использование закрытой информации крупными финансистами. Тогда, в 1934-м году в ходе расследования Фердинанда Пекоры, был впервые принят закон об инсайдерской информации (закон Пекоры), который просто запрещал торговлю на инсайде.

Первый громкий скандал с инсайдерской торговлей увидел свет во второй половине 60-х.Известная фирма TGS занималась добычей полезных ископаемых, когда компанией были обнаружены огромные минеральные залежи. Её вице президент Чарльз Фогарти решил купить акции компании до того, как данная находка станет известна рынку, ведь после оглашения новости, акции компании вырастут в цене.

Мелкие инвесторы компании были очень недовольны, именно поэтому инсайдерская сделка вице-президента оказалась на поверхности, и было открыто судебное дело по инсайдерской торговле в ходе которого компанию TGS обязали выплатить штраф в $1,2 млн.

После этого случая закон об инсайдерской торговле в США стали серьезно ужесточать, большинство других развитых стран, практически, сразу начали копировать данную практику.

До 2009-го года, в России единственным средством в борьбе с инсайдерской торговлей было только применение административного наказания по статье 15.

21 КоАП, которое едва ли могло остановить нарушителей, поэтому в 2009-2010 годах в результате принятия новых законопроектов и внесения дополнений в уголовный кодекс в РФ была введена уголовная ответственность по статье 185.

3 за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, предусматривающая серьезное наказание, от штрафа в 300 тыс. рублей до шестилетнего тюремного срока.

Источник: https://equity.today/insider.html

Ссылка на основную публикацию