Прокурор в уголовном процессе в 2018 году: участие, полномочия

Возбуждение уголовного дела прокурором

Так, по инициативе прокурора и с его непосредственного согласия дознаватели возбуждают и принимают к производству дела, которые, по общему правилу, возбуждаются в суде, поскольку по виду уголовного преследования отнесены к частным.

Прокурор может направить материалы в следственный орган, находящийся в поле его прокурорского надзора, чтобы тот принял решение о возбуждении дела.

Все постановления, которыми начинается производство, направляются прокурору для изучения и подлежат отмене по его постановлению, если будет установлено, что они незаконны. Участники процесса могут проконсультироваться по вопросам компетенции территориального прокурора в нашей фирме.

Здесь вам расскажут, с какими вопросами и жалобами по делу стоит обращаться к прокурору напрямую, а какие вопросы разрешаются иными инстанциями (судами, начальником следственного отдела и т.д.).

В российской федерации может ли прокуратура возбуждать уголовные дела?

Из зарубежных – Эрих Мария Ремарк, Стефан Цвейг, Сирил Массаротто, Халед Хоссейни …– Есть время на чтение любимых авторов?– Не столь много получается на это уделять, у меня маленький ребенок. Но перед сном, бывает, зачитываешься и до часу ночи.


Тем более, не проблема достать тот или иной текст: сейчас все это очень просто, в электронной книге можно целую библиотеку сформировать по своему вкусу и читать, когда есть свободная минутка, что я и делаю.Кстати, супруга Романа Викторовича тоже юрист, в настоящее время работает юрисконсультом.

Сыну три года, ходит в детсад и, по меткому выражению папы, сейчас находится в интересном возрасте почемучки.

Мы смогли увидеть (благо, компьютерные технологии это позволяют) великолепную серию фото, посвященную пейзажам среднерусской глубинки, экзотических Мальдивских островов, фотографии сына, запечатлевшие первые осознанные этапы познания жизни малыша.

Возбуждение уголовного дела прокуратурой

Исходя из содержания данной нормы, ответ на вопрос: «может ли прокуратура возбуждать уголовные дела?» будет отрицательным. Самостоятельно принять такое решение прокурор не уполномочен, вместе с тем опосредованное участие в принятии решений он принимает, поскольку осуществляет и в ходе расследования соблюдение законности.

Какие полномочия прокурора при возбуждении уголовного дела?

Инфо

Накануне наша редакционная бригада побывала в стенах городской прокуратуры, побеседовала с прокурором города, старшим советником юстиции Романом Викторовичем Батановым. Говорили о роли прокурора в современном судопроизводстве, делах и серьезных проверках прошлого года, конкретных решениях, заставивших нарушителей исполнить закон.

Это что касается службы. Но, кроме того, познакомились с тем, чему отдает предпочтение прокурор Батанов как человек в свободное от работы время – с его увлечениями.Все регулируется правомГоворя официальным языком, прокуратура – государственный орган, осуществляющий надзор за исполнением законов всеми учреждениями, предприятиями, организациями.

Прокуратуре могут вернуть право возбуждать и прекращать уголовные дела

В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным. (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ) (см.

Статья 37. прокурор

Внимание

Источник: https://gragdanskii-advokat.ru/vozbuzhdenie-ugolovnogo-dela-prokurorom/

Некоторые проблемы реализации полномочий прокурора на досудебной стадии уголовного процесса

Шадрин В. В. Некоторые проблемы реализации полномочий прокурора на досудебной стадии уголовного процесса // Молодой ученый. — 2018. — №39. — С. 134-136. — URL https://moluch.ru/archive/225/52865/ (дата обращения: 16.10.2018).



После реформ 2007 года, затронувших кардинальным образом процессуальные полномочия прокурора, и по сегодняшний день проблема внесения соответствующих изменений, касающихся возвращения данному участнику уголовного судопроизводства некоторых полномочий, в том числе право возбуждать уголовные дела, в действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской федерации, все еще остается одной из самых обсуждаемых и проблемных тем в вопросе реализации полномочий прокурора на досудебной стадии уголовного процесса.

Прокурор лишился ряда важнейших полномочий, исходя из того, что слишком тесное процессуальное взаимодействие прокурора со следствием, а также фактическое участие в процессе принятия основных процессуальных решений не только ограничивали самостоятельность следователя, но и ослабляли прокурорский надзор, чем самым прокурор становился зависимым от результатов расследования, а также являлся непосредственно заинтересован в исходе самого уголовного дела.

Как отмечают юристы и большая часть действующих работников прокуратуры Российской Федерации, что самая существенная и в настоящий момент невосполнимая утрата является именно лишение прокурора права возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном УПК, поручать его расследование дознавателю, следователю.

На наш взгляд, данное решение законодателя отрицательно сказалось на исполнение всех задач уголовного процесса, а сложившаяся на сегодняшний день прокурорская практика, доказывает о необходимости внесения изменений, касающихся полномочий прокурора на разных стадия уголовного судопроизводства.

Однако, не смотря на многочисленные предложения и поддержку данной позиции учеными юристами и практическими работниками органов прокуратуры, такое право прокурору в действующем законодательстве все еще не предоставлено, более того, к сожалению, данный вопрос не обсуждается на уровне Правительства Российской Федерации, а подобные законопроекты, касающиеся этой темы, отклоняются или не одобряются или вовсе остаются лишь идей или предметом для обсуждения на научных собраниях.

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Яковлевич Чайка в интервью газете «Коммерсант» отмечает важность и необходимость внесения соответствующих изменений в уголовно-процессуальное законодательство, в подтверждения этого он проводит исторический пример, в котором отмечает, что такое право предоставлялись еще с 1864 года, когда был принят Устав уголовного судопроизводства, и которое затем перешло в УПК РСФСР и РФ [1].

В действительности, на сегодняшний день прокурор не только осуществляет надзор за исполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия, но, как участник уголовного судопроизводства, осуществляет от имени государства уголовное преследование. Однако, при всей необходимости, даже имея для этого процессуальные предпосылки, не может возбудить уголовное дело, что, по нашему мнению, не способствует укреплению законности.

По мнению Исламовой Э. Р.

, у прокурора должно на законодательном уровне быть закреплено право возбуждать уголовные дела как в целях устранения нарушений, выявленных в ходе проверок исполнения закона при вынесении решений об отказе в возбуждении уголовных дел, так и при выявлении оснований для возбуждения уголовных дел по результатам проводимых проверок соблюдения исполнения федерального законодательства на территории Российской Федерации и служебных проверок [2].

Действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации содержит следующее положение, касающееся данного вопроса. Так п.2 ч.2 ст.

37 УПК предоставляет право прокурору выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства [3].

Однако на практике после такого процессуального действия следует субъективное решение самого следственного органа или органа дознания, в которое было направлено данное мотивированное постановление, насчет наличия или отсутствия состава того или иного преступления в рассматриваемом случае.

Таким образом, следователь или же орган дознания может принять решение об отказе в возбуждении уголовного дела. И не смотря на закрепление в ч. 1.1 ст.

148 УПК РФ положения о том, что решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, вынесенное на основании пункта 2 части второй статьи 37 УПК РФ, может быть принято только с согласия руководителя следственного органа, гарантий объективности решения об отказе в возбуждении уголовного дела, после проведенной проверки органом предварительного следствия на наличие или отсутствие в действиях того или иного лица признаков какого либо преступления никто не дает.

На наш взгляд данное положение не эффективно, так как при реализации данного права прокурором, учитывается уже субъективное мнение, и не всегда орган предварительного расследования или дознания может согласиться с точкой зрения и доводами прокурора.

И поэтому сложно не согласится с Лазаревой В. А.

, которая отмечает, что «массовость такого явления, как необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, требует более эффективного средства прокурорского реагирования, чем бесконечная переписка прокурора с руководителем следственного органа.

Поэтому включение постановления прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании в число поводов к возбуждению уголовного дела проблемы никак не решает» [4].

Кроме того, стоит отметить то, что именно между руководителем следственного органа и прокурором на практике чаще всего складывается конфликт полномочий, однако более подробный анализ, названной выше процессуальной проблемы оптимального разделения труда и полномочий между вышеназванными участниками уголовного судопроизводства, в настоящий момент не поставлен перед нами, данная проблема будет рассмотрена в рамках магистерской диссертации, посвященной именно разбору и более глубокому изучению данной проблематики.

Помимо этого, при осуществлении данной процессуальной процедуры, может быть затрачено значительное количество времени, так как с момента направления мотивированного постановления прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании до момента его поступления и регистрации в книге учета сообщений о происшествиях, могут возникнуть самые разные субъективные причины. Таким образом, может быть допущена волокита, что в итоге отрицательно сыграет на весь дальнейший ход уголовного преследования и привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, так как необходимые доказательства могут быть уничтожены или утрачены, а лица подозреваемы в совершении преступления скрыться, кроме того таким образом могут быть нарушены положения одного из основополагающих принципов — разумного срока уголовного судопроизводства.

Подводя итог, следует подчеркнуть всю необходимость введения в действующий Уголовно-процессуальный кодекс соответствующих изменений, а именно, наделить прокурора полномочиями по самостоятельному решению вопрос о возбуждении уголовного дела, и дальнейшего поручения его расследование дознавателю либо следователю.

Представляется, что подобные поправки реализуют себя на правоприменительной практике должным образом и в конечном итоге позволят работникам прокуратуры Российской Федерации более эффективно осуществлять возложенные на них функции и задачи, возложенные на них Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом «О прокуратуре РФ».

Литература:

  1. http://genproc.gov.ru/genprokuror/interview/document-76585/ (дата обращения 20.09.2018)

Источник: https://moluch.ru/archive/225/52865/

О прокуроре в упк рф: участие в уголовном судопроизводстве, роль в процессе

Основным нормативным актом, регулирующим положение и правовой статус прокурора, является Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации. Он определяет круг его полномочий. Так, в соответствии с дефиницией, приведенной в пункте 1 ст.

 37, прокурор — это должностное лицо, которое выступает от лица государства и осуществляет преследование в рамках уголовного законодательства, а также выполняет контрольно-надзорные задачи по отношению к следственным органам и органам дознания.

Кроме того, регулятором полномочий являются отдельные статьи закона «О прокуратуре».

Важно! Прокурор в уголовном процессе является таким должностным лицом, которое выражает не только публичные общественные интересы, но и частные.

Участие прокурора в судебном процессе на стороне обвинения является обязательным, поскольку оно является основой справедливого и всестороннего рассмотрения дела.

Полномочия

Круг полномочий составляет правовой статус должностного лица, то есть его процессуальные права и обязанности.

Прокурор в уголовном процессе

Прежде всего, расскажем об основных правах прокурора:

  • выступать на стороне обвинения во всех инстанциях;
  • участвовать в допросе различных участников судебного разбирательства (в том числе того, которое проходит с присяжными заседателями);
  • высказывать особое частное мнение по ходатайствам адвоката и других лиц уголовного процесса;
  • отказаться от обвинения в полной мере, в какой-то его части или просить суд о смягчении приговора;
  • ходатайствовать о переносе заседания;
  • обжаловать решения, как вступившие в законную силу, так и не вступившие в нее.
Читайте также:  Что означают звезды на плечах у зеков в 2018 году?

В целом компетенция и обязанности прокурора связаны с реализацией функций по уголовному преследованию или контролю над деятельностью органов дознания и следствия. Подробнее рассмотрим ниже.

Обязанности прокурора, какие функции выполняет

В юридической литературе, как и в научной теории уголовного права России в целом нет единого мнения, каких функций у прокурора больше: надзорных или тех, что непосредственно связаны с проведением уголовного преследования. Последнее указанное понятие распространяется на все стадии, которые проходит дело: от возбуждения до признания подсудимого виновным или невиновным.

Ознакомление с материалами дела

Апелляция в уголовно-процессуальном кодексе (УПК)

Многие юристы и специалисты в области права склонны считать, что доминирующей функцией, выполняемой прокурором, до проведения судебного разбирательства является надзорно-контрольная. Так, он следит за тем, чтобы:

  • были обеспечены права подозреваемых и потерпевших в полном объеме;
  • все решения и расследование в целом не вышло за рамки установленных законом сроков;
  • прекращение дела подкреплялось достаточными и законными основаниями.

Однако при этом ошибочно считать, что на досудебной стадии прокурор занимается исключительно контролем. Рассмотрим пример из практики. Дознаватель прекратил уголовное производство по делу, не допросив лиц, которые, по мнению жертвы, были причастны к нанесению ей увечий.

Прокурор после проверки отменил решение об остановке рассмотрения дела и вернул его на доследствие. Из примера видно, что реализуется не только лишь надзорная функция.

Он также демонстрирует активное участие прокурора в уголовном преследовании, даже когда судебное разбирательство еще не началось.

На заметку! Таким образом, прокурор выступает как гарант соблюдения законности в производстве по уголовному делу. А его первостепенной обязанностью считается защита прав, свобод и интересов граждан и общества. Именно так сказал Генпрокурор в своем приказе № 137 в 2007 году.

Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел

Важной гарантией правильного и справедливого разбирательства является участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Прежде всего, он выступает как обвинитель, представляя государство в процессе.

Однако эту функцию не следует понимать исключительно как стремление посадить обвиняемое лицо. Прокурор в данной ситуации должен ратовать за всестороннее и объективное рассмотрение дела, стремясь обеспечить права и законные интересы.

По этой причине, прежде чем приступить к участию в разбирательстве, нужно тщательно подготовиться, а именно:

  • изучить все имеющиеся доказательства и материалы, проанализировать их (можно воспользоваться помощью консультантов и экспертов);
  • ознакомиться со специальной литературой, судебной практикой по аналогичным делам;
  • обязательно рассматривать возможное развитие ситуации, обдумать варианты действий;
  • определить тактику обвинения и подготовить достойную судебную речь.

Участие прокурора в уголовном процессе

Участие прокурора в гражданском процессе

Порядок участия прокурора в процессе таков, что все начинается с устного изложения предъявляемого подсудимому обвинения. Делается это громко, отчетливо, официальным тоном.

После этого судья опрашивает обвиняемого, затем прокурор представляет имеющиеся доказательства. Осуществить это нужно полно и наглядно, акцентируя внимание суда на наиболее важных моментах и сведениях.

Кроме того, важно и обоснованно опровергать доказательства другой стороны — адвоката.

Обратите внимание! Далее, по общему правилу, прокурор уполномочен принять участие в допросе всех участников дела. Рекомендуется использовать приемы, способствующие установлению психологического контакта. Так, нужно относиться к свидетелям максимально вежливо, проявляя внимание к их показаниям, интересуясь их личным мнением и комментариями по делу.

На последнем этапе участия прокурора в уголовном судопроизводстве осуществляется выступление с речью. Обычно она содержит такие части, как:

  • вступление;
  • рассказ о фактически установленных обстоятельствах дела;
  • анализ собранных доказательств, причин и условий преступного деяния;
  • краткая объективная характеристика подсудимого как человека;
  • правовое обоснование квалификации преступления;
  • предложение о виде и размере наказания.

Разумеется, реальная финальная речь не всегда содержит все приведенные элементы, однако при ее подготовке стоит уделить внимание каждому из них.

Речь прокурора

Кроме того, среди полномочий прокурора есть и необходимость участвовать в производстве в судах второй инстанции.

Может ли прокурор возбуждать уголовные дела

Первым этапом уголовного судопроизводства считается возбуждение дела. С 2007 года в нормативно-правовые акты РФ были внесены поправки и изменения, связанные с тем, что представителей прокуратуры лишили нескольких важнейших полномочий. В том числе права возбудить уголовное дело.

Причиной этого, прежде всего, является стремление оградить самостоятельность следственных органов от внешнего вмешательства.

Однако в результате данная новация ослабляет и полномочия по прокурорскому надзору, а также усиливает его зависимость от результатов проведенного следователем или дознавателем разбирательства.

Выступление в суде

Таким образом, прокурор в УПК РФ не указан в числе лиц, которым поручается осуществление проверки поступивших сообщений о преступлениях, а также принятие решений по ним.

Он может лишь направить постановление об отправлении ставших известными ему материалов о совершении противозаконного деяния в уполномоченные органы (например, Следственный Комитет).

Они, в свою очередь, обязаны рассмотреть поступившую информацию и определить, есть ли в ней признаки состава преступления. А затем осуществить вынесение решения о начале расследования.

Несмотря на то, что ответ на вопрос: может ли теперь прокурор возбуждать уголовные дела, — отрицательный, в круг его полномочий входит отмена незаконных отказов в возбуждении дела, а также проверка легальности и обоснованности решений следователя.

Важно! Полномочия и функции, которые выполняет прокурор, УПК в последней редакции значительно ограничил, однако эти нововведения не представляются действительно продуманными и обоснованными.

Подводя итоги, можно сказать, что положению прокурора в уголовном процессе посвящено множество дипломных работ, диссертаций, книг и монографий. Они предлагают возможные пути улучшения его компетенции, совершенствования его правового статуса.

На данный момент некоторые его функции ограничены и не могут в полной мере способствовать выполнению обязанностей и реализации прав с целью защиты законных интересов общества и государства. Прежде всего, это связано с тем, что прокурор не вправе возбуждать уголовное дело.

Это положение является спорным и требующим дополнительных размышлений.

Источник: https://shtrafsud.ru/dokumenty/prokuror-upk.html

Прокурор, его функции и полномочия в различных стадиях уголовного процесса

Прокурор (ст. 37 УПК) в уголовном процессе выполняет две взаимосвязанные функции: осуществляет от имени государства уголовное преследование и надзор за процессуальной де­ятельностью органа дознания и предварительного следствия.

Согласно п. 31 ст. 5 УПК понятием «прокурор» охватываются следующие должностные лица прокуратуры РФ: Генпрокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре.

В Законе о прокуратуре в качестве полномочных должностных лиц прокуратуры указываются Генпрокурор РФ, его заместители, помощники и советники, заместители Главного военного прокурора, его помощники, прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры других специализированных прокуратур, прокуроры городов и районов, приравненные к ним территориальные, военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур, их заместители и помощники, начальники отделов, управлений прокуратур, их заместители, прокуроры управлений и отделов, прокуроры-криминалисты.

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами (ч. 6 коммент. статьи). Таким образом, только руководители прокуратур и их заместители непосредственно обладают процессуальными полномочиями прокурора как участника уголовного процесса. Другие прокурорские работники могут участвовать в уголовном судопроизводстве по поручению этих должностных лиц прокуратуры и в пределах своей компетенции выступать в качестве прокурора.

Прокуроры в рамках уголовного судопроизводства реализуют функции прокурорского надзора. Функции — это основные направления деятельности прокуратуры по решению задач и достижению целей прокурорского надзора.

Исходя из ст. 1 Закона о прокуратуре, прокуроры в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляют в уголовном судопроизводстве:

— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;

— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными УПК;

— координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Все указанные направления деятельности прокуратуры образуют отдельную отрасль прокурорского надзора.

Прокурор в уголовном процессе выступает прежде всего как орган надзора за исполнением законов. Принципом прокурорского надзора является законность. Суть его в том, что прокуратура обязана всеми имеющимися в ее распоряжении средствами добиваться соблюдения везде и всюду законного порядка, а при нарушении такового — немедленно реагировать и принимать меры к его восстановлению.

Специфика надзорной деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве связана с тем, что он является органом надзора за законностью, а вместе с тем и стороной в деле.

Во время досудебного производства прокурорский надзор ограничивается надзором за исполнением уголовно-процессуального закона следователем, дознавателем, органом дознания, начальником следственного отдела. Прокурор надзирает за исполнением закона и органами, осуществляющими ОРД.

Таким образом, прокурор надзирает за исполнением законов всеми государственными органами уголовного преследования.

Надзор за исполнением законов органами публично-уголовного преследования во время досудебного производства по делу является для прокурора формой процессуального руководства органами уголовного преследования, опосредованным способом осуществления уголовного преследования.

Прокурор обладает монополией на официальное государственное обвинение. Прокурор уполномочен от имени государства осуществлять обвинительную функцию — уголовное преследование в уголовном процессе. Прокуратура должна рассматриваться как номинальный носитель обвинительной власти, которая реализуется стороной обвинения в ходе всего производства по делу.

Функция обвинения прокуратуры не исключает выполнения прокурорами в уголовном процессе, помимо уголовного преследования, других функций, возложенных на них законом.

На досудебных стадиях прокурор осуществляет надзор за деятельностью органов дознания и предварительного следствия, проверку исполнения закона при приеме и регистрации и разрешении сообщения о преступлениях:

1) полномочия по проверки законности и обоснованности действий следователя, решений о возбуждении уголовного дела, об отказе, приостановлении и прекращении дела.

2) Может отменять незаконные решения нижестоящего прокурора и постановления дознавателя (нет возможности отмены постановления следователя)

3) Участие в судебных заседаниях

4) Утверждение обвинительного заключения

5) Возвращение уголовного дела дознавателю или следователю

Полномочия в судебных стадиях:

1) выступает в качестве государственного обвинителя

2) оглашает обвинение, содержащееся в обвинительном заключении

3) участвует в исследовании доказательств

4) выступает с обвинительной речью в прениях

5) формулирует предложения суду по содержанию приговора

6) в судебном разбирательстве суда 1 инстанции вправе отказаться от обвинения

7) вправе принести апелляционное, кассационное и надзорное представление и участвовать в их рассмотрении вышестоящим судом.

Следователь как субъект уголовно-процессуальной деятельности. Полномочия следователя и его взаимоотношения с руководителем следственного органа и прокурором. Руководитель следственного органа и его полномочия в уголовном судопроизводстве.

Следователь – должностное лиц, уполномоченное в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Является процессуально самостоятельной и независимой фигурой.

Одним из выражений процессуальной независимости является право следователя не подчиниться указаниям его непосредственного начальника, обжаловать их, приостановив исполнение (ч. 3 ст. 39).

Руководящим началом в деятельности следователя является всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств уголовного дела. УПК обязывает следователя вести расследование быстро, активно, целенаправленно.

От качества предварительного расследования во многом зависят ход и результаты судебного разбирательства, так как ошибки, допущенные следователем, нередко ведут к невосполнимой утрате доказательств.

Для решения стоящих перед ним задач следователь наделяется строго регламентированными законом полномочиями. Так, в соответствии со ст. 38 УПК РФ он уполномочен:

— возбуждать уголовное дело;

— принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

— самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

— давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

— обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК РФ, решение прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

— осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом.

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информируетоб этом прокурора.

Читайте также:  Чем кормят в тюрьме в 2018 году? еда на зоне в россии

Наличие у следователя определенного полномочия не означает, что он может действовать по собственному усмотрению.

В любом случае реализация следователем своих полномочий должна быть в полной мере основана на законе, подчинена назначению уголовного судопроизводства, согласована с целями расследования, обеспечивать права и законные интересы участников предварительного следствия. При этом следователь должен иметь возможность самостоятельно осуществлять процессуальные действия и принимать процессуальные решения.

Руководитель следственного органа, как участник уголовного судопроизводства, является для следователя и процессуальным руководителем, и административным начальником. Под ним понимается должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38-1 ст. 5 УПК РФ).

Процессуальным статусом руководителя следственного органа обладают Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководитель Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководители следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, специализированных следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по военным округам, следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам, специализированных следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военных следственных отделов по гарнизонам и иным учреждениям, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, районам, городам, их заместители, иные приравненные к ним руководители следственных органов (ч. 5 ст. 39 УПК).

Полномочия:

организационно-распорядительные:

организует работу подчиненных следователей

поручает производство предварительного расследования конкретному следователю

создает следственную группу и определяет ее субъектный состав

разрешает отводы и самоотводы следователя

уголовно-процессуальные полномочия:

давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий

Лично рассматривать сообщения о преступлениях, участвовать в проверке сообщения о преступлениях

Давать согласие следователю на возбуждении перед судом ходатайства об избрании, продлении, отмене, изменении меры пресечении

Продлевать срок предварительного расследования

Утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу

Возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями для дополнительного расследования

Принимать уголовное дело к своему производству и в полном объеме осуществлять это расследование.<\p>

Письменные указания руководителя следственного органа обязательны для исполнения следователем. Однако, гарантируя процессуальную самостоятельность следователя, закон предоставляет ему право не исполнять некоторые из них в случае обжалования руководителю вышестоящего следственного органа.

К числу действий, не подлежащих приостановлению, относятся: изъятие уголовного дела и передача его другому следователю, привлечение лица в качестве обвиняемого, классификация преступления, объем обвинения, избрание меры пресечения, производство следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направление дела в суд или его прекращение (ч. 3 ст. 39 УПК РФ).

Основной целью деятельности прокурора по выполнению задач уголовного преследования и прокурорского надзора является обеспечение строгого соблюдения действующих законов с тем, чтобы: ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности; задержание граждан по подозрению в совершении преступлений производилось не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом; никто не подвергался бы незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах; никто не подвергался бы аресту без судебного решения; соблюдались установленные законом порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки их расследования, права участников процесса и других граждан; при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона об объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также отягчающие и смягчающие наказание обстоятельства; выявлялись причины совершения преступлений и способствующие им условия, принимались меры к их устранению.Взаимоотношения между прокурором и органами предварительного следствия носят надзорный, уголовно-процессуальный, а не административный характер. Прокурор, как должностное лицо, уполномоченное осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, выступает в двойном качестве. С одной стороны, прокурор участвует в уголовном процессе, в том числе в досудебном производстве на стороне обвинения. С другой стороны, прокурор выступает государственным гарантом обеспечения прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование, иных лиц, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальных отношений. Именно в этом смысле сконструирована гл. 6 УПК РФ «Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения», статья 37 которой посвящена процессуальному статусу прокурора.

Источник: https://cyberpedia.su/6x93f4.html

Сущность и основные задачи участия прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 12Следующая ⇒

В основе современного уголовного судопроизводства лежит конституционный принцип состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции).

Принцип состязательности заключается в том, что один участник уголовного судопроизводства должен выполнять только одну уголовно-процессуальную функцию.

В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства прокурор относится к стороне обвинения, содержанием которой является осуществление функции уголовного преследования.

Уголовное преследование на различных этапах уголовного судопроизводства имеет свои формы выражения. Так, на досудебных стадиях уголовного процесса уголовное преследование осуществляется в форме предварительного расследования, а в судебных стадиях — в форме поддержания государственного обвинения.

УПК, закрепив ведущую роль прокурора в уголовном преследовании, ввел новые процедуры уголовного судопроизводства, которые требуют существенного повышения качества поддержания государственного обвинения и укрепления корпуса государственных обвинителей. Как отмечается в приказ Генерального прокурора № 185 от 20.11.

2007 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» эти новации уголовно-процессуального закона требуют от всех сотрудников органов прокуратуры, участвующих в судебном разбирательстве, высочайшей организации работы, профессионализма, личной ответственности.

Активность и процессуальное мастерство государственного обвинителя в представлении и исследовании доказательств, становятся решающим фактором в обеспечении неотвратимости наказания за совершенное преступление.

В связи этим всем заместителям Генерального прокурора РФ, прокурорам субъектов РФ, городов и районов, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам считать участие в рассмотрении уголовных дел судами одним из важнейших направлений в деятельности органов прокуратуры.

Перед всеми прокурорами, участвующими в рассмотрении судами уголовных дел, поставлены следующие задачи:

1) постоянно совершенствовать работу по поддержанию государственного обвинения как одного из действенных средств борьбы с преступностью. Участие в судебном разбирательстве уголовных дел считать первостепенной служебной обязанностью всех прокурорских работников;

2) обеспечивать участие прокуроров в судебном разбирательстве всех уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, в том числе и в рассмотрении дел, возбужденных в соответствии с ч. 4 ст. 20 и ч. 3 ст. 318 УПК мировым судьей;

3) руководителям прокуратур регулярно лично поддерживать государственное обвинение;

4) государственным обвинителям всемерно способствовать установлению судом истины, необходимой для вынесения законного, обоснованного и справедливого решения;

5) руководителям прокуратур обеспечивать участие государственных обвинителей в судебных заседаниях апелляционной инстанции по всем уголовным делам. Иметь в виду, что право апелляционного обжалования судебных решений, не вступивших в законную силу, предоставлено исключительно государственному обвинителю;

6) обращать особое внимание на совершенствование профессионального мастерства государственных обвинителей, в первую очередь прокуроров, не имеющих достаточного опыта участия в судебных процессах.

В этих целях организовать надежную систему профессионального обучения, постоянно совершенствовать учебно-методический процесс, привлекая для проведения учебных мероприятий опытных практических работников и ученых-юристов; изучать и распространять положительный опыт работы; внедрять в практику хорошо зарекомендовавшие себя формы обучения, в том числе деловые игры; развивать и поощрять творческую активность прокуроров и стремление их к самосовершенствованию, повышать роль и ответственность руководителей прокуратур городского и районного звена за качественную подготовку государственных обвинителей к участию в судебных заседаниях;

7) использовать средства массовой информации для пропаганды деятельности государственных обвинителей; обеспечивать достоверность материалов, подлежащих опубликованию, и их юридическую обоснованность.

8) всем территориальным прокурорам, военным и иным специализированным прокурорам поддерживать постоянное взаимодействие и осуществлять обмен опытом по вопросам, возникающим в практике обеспечения участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел и принесения представлений на неправосудные судебные решения.

7.2. Участие прокурора в стадии подготовки к судебному заседанию

Стадия подготовки к судебному заседанию является важным этапом уголовного судопроизводства, где разрешается вопрос о возможности рассмотрения уголовного дела судом первой инстанции, выясняются обстоятельства, препятствующие дальнейшему движению производства по уголовному делу.

На этой стадии ставятся задачи проверки законности и обоснованности следственных и иных процессуальных действий проведенных на досудебном этапе уголовного судопроизводства, а также определяется дальнейшая процедура подготовки уголовного дела к судебному заседанию и условия принятия судом соответствующего решения. Кроме того, на этой стадии должны быть разрешены и вопросы организационно-правового характера, позволяющие провести последующее судебное разбирательство без волокиты и с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства.

Перечень вопросов, которые должен выяснить судья по поступившему к нему уголовному делу, закреплен в ст. 228 УПК.

В соответствии с положениями, регламентирующими эту стадию уголовного процесса, суд не наделен правом проверки всесторонности, полноты и объективности расследования уголовного дела, а также достаточности собранных по уголовному делу доказательств.

Суд не вправе возвращать уголовное дело на дополнительное расследование. Он не связан с фактической стороной дела, что, по сути, означает запрет суду проводить оценку фактической стороны обвинения при решении вопроса подготовки к судебному заседанию.

В зависимости от условий, перечень которых определен в ст. 229 УПК, стадия подготовки к судебному заседанию может быть проведена в двух формах: в общем порядке и порядке предварительного слушания.

При проведении подготовки к судебному заседанию в общем порядке поступившее уголовное дело рассматривается судьей единолично, о чем составляется протокол, который подписывается судьей и секретарем судебного заседания.

Если же в ходе рассмотрения дела судья выяснит, что имеются основания для проведения подготовки к судебному заседанию в форме предварительного слушания, он должен вынести об этом соответствующее постановление.

К основаниям, при наличии которых проводится предварительное слушание, уголовно-процессуальный закон относит: I) ходатайство стороны об исключении доказательства; 2) основание для возвращения уголовного дела прокурору в случаях, предусмотренных ст. 237 УПК; 3) основание для приостановления или прекращения уголовного дела; 4) решение вопроса об особом порядке судебного разбирательства; 5) решение вопроса о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.

Ходатайство о проведении предварительного слушания может быть заявлено стороной после ознакомления с материалами уголовного дела либо после направления уголовного дела с обвинительным заключением или обвинительным актом в суд в течение семи суток со дня получения обвиняемым копии указанных документов.

УПК не предусматривает обязательного участия прокурора в предварительном слушании; как указано в ч. 4 ст. 234 УПК, неявка своевременно извещенных участников производства не препятствует проведению предварительного слушания.

Вместе с тем, принимая во внимание те обстоятельства, что в ходе предварительного слушания судьей могут быть приняты решения о возвращении уголовного дела прокурору, прекращении уголовного дела или уголовного преследования, признании собранных по уголовному делу доказательств недопустимыми, Генеральный прокурор РФ в приказе от 20.11.2007 № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» указал на необходимость обеспечения обязательного участия прокурора в этой стадии уголовного судопроизводства, поскольку бремя опровержения доводов защиты о недопустимости доказательств лежит на прокуроре.

Судья по ходатайству стороны или собственной инициативе вправе возвратить уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случаях, если:

1) обвинительное заключение или обвинительный акт составлены с нарушением требований УПК, что. исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения или акта;

Читайте также:  Что делать, если нашел телефон в 2018 году? что грозит по ук рф?

2) копия обвинительного заключения или обвинительного акта не была вручена обвиняемому;

3) необходимо составить обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу, направленному в суд, с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера.

Судья обязывает прокурора в течение пяти суток обеспечить устранение допущенных нарушений. При возвращении уголовного дела прокурору судьей решается вопрос о мере пресечения в отношении обвиняемого.

Источник: https://lektsia.com/4x3e61.html

Полномочия прокурора в уголовном деле

В уголовном процессе прокурор возбуждает уголовное дело (ст.

22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»), надзирает за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, а также за соблюдением уголовно-процессуального закона администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Помимо этого прокурор осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно- процессуальным законодательством РФ, и участвует в рассмотрении дел судами, вносит представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Указанные виды уголовно-процессуальной деятельности осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры субъектов РФ, районные (городские) прокуроры, военные прокуроры и прокуроры специализированных прокуратур, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (п. 31 ст. 5 УПК РФ).

Уголовно-процессуальные полномочия прокурора, устанавливаются не только ст. ст. 37 и 246 УПК РФ, но и некоторыми другими статьями УПК РФ. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения (ст. 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Правовой статус прокурора можно разделить на три части. Общий статус, права и обязанности на досудебных и на судебных стадиях.

К общим правам, присущим прокурору вне зависимости от того, на какой стадии уголовного процесса он участвует, относятся следующие:

  1. осуществлять уголовное преследование (ч. ч. 1 и 3 ст. 21 УПК РФ);
  2. собирать доказательства (ч. 1 ст. 86 УПК РФ);
  3. заявлять отводы (ч. 1 ст. 64 УПК РФ);
  4. иные общие полномочия.

Общие обязанности прокурора:

  1. устраниться от участия в производстве по уголовному делу, при наличии оснований для отвода (ч. 1 ст.

    62 УПК РФ);

  2. оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью (ч. 1 ст.

    17 УПК РФ);

  3. выносить законные, обоснованные и мотивированные постановления;
  4. иные общие обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 37 УПК РФ на досудебных стадиях уголовного процесса прокурор вправе, а в некоторых случаях и обязан:

  1. проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Регистрация — это присвоение каждому поступающему сообщению о преступлении и иной информации о правонарушении порядкового номера и фиксация в учетной документации кратких соответствующих сведений о них согласно установленному порядку ;
  2. возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном УПК РФ, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;
  3. участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия;
  4. давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела в соответствии со ст. 146 УПК РФ;
  5. давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  6. разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;
  7. отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК РФ при производстве предварительного расследования;
  8. изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;
  9. передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи;
  10. отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;
  11. поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  12. продлевать срок предварительного расследования;
  13. утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;
  14. утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;
  15. возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
  16. приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу.

Помимо названных прав и обязанностей прокурор наделен широким кругом и иных полномочий. Так, прокурор вправе:

  1. продлять срок проверки заявления (сообщения) о преступлении до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий — до 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);
  2. знакомиться с документами, на основании которых лица задержаны или заключены под стражу, а также требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных и заключенных под стражу (ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
  3. отменить указание нижестоящего прокурора (ч. 4 ст. 38 УПК РФ);
  4. в случаях, указанных в ч. 2 ст. 75 УПК РФ, признать доказательство недопустимым (ч. 2 ст. 88 УПК РФ).

Приведенный перечень прав прокурора нельзя признать исчерпывающим. Помимо прав на досудебных стадиях у прокурора есть и обязанности:

  1. немедленно освободить своим постановлением каждого в нарушение закона подвергнутого задержанию или предварительному заключению (ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
  2. не реже одного раза в год проверять состояние и условия хранения вещественных доказательств, правильность ведения документов по их приему и учету, о результатах проверки составлять акт ;
  3. принимать предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, в каждом случае обнаружения признаков преступления (ч. 2 ст. 21 УПК РФ);
  4. обеспечить участие защитника в деле в случаях, предусмотренных законом (ст. 51 УПК РФ), если защитник не был приглашен самим обвиняемым или другими лицами по его поручению, и др.

Прокуроры не осуществляют надзора за деятельностью судов, они поддерживают государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Поэтому при осуществлении уголовного судопроизводства он наделен следующими правами:

  1. получить копию постановления судьи:
    • а) о направлении уголовного дела по подсудности,
    • б) о назначении предварительного слушания,
    • в) о назначении судебного заседания (ч. 1 ст. 227 УПК РФ);
    • г) о прекращении уголовного дела на стадии подготовки к судебному заседанию (ч. 4 ст. 239 УПК РФ);
  2. знакомиться с материалами дела (ч. 4 ст. 246 УПК РФ);
  3. иметь время, необходимое для подготовки к участию в судебном разбирательстве (ч. 4 ст. 246 УПК РФ); 4)
  4. участвовать в судебном разбирательстве (ч. 1 ст. 246 УПК РФ);
  5. поддерживать перед судом государственное обвинение (ч. 4 ст. 246 УПК РФ);
  6. отказаться в порядке и по основаниям, установленным УПК РФ, от осуществления уголовного преследования (ч. 5 ст. 37 УПК РФ), от обвинения (ч. 7 ст. 246 УПК РФ);
  7. изменять обвинение в сторону смягчения в ходе предварительного слушания (ч. 5 ст. 236 УПК РФ), а также во время судебного разбирательства вплоть до до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора (ч. 8 ст. 246 УПК РФ);
  8. заявлять ходатайства (ст. 230 УПК РФ);
  9. в начале судебного следствия по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения изложить предъявленное подсудимому обвинение (ч. 1 ст. 273 УПК РФ);
  10. представлять доказательства (ч. 5 ст. 246 УПК РФ);
  11. участвовать в исследовании доказательств (ч. 5 ст. 246 УПК РФ);.
  12. излагать суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства (ч. 5 ст. 246 УПК РФ); 13)
  13. участвовать в прениях сторон (ст. 292 УПК РФ);
  14. высказывать суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания (ч. 5 ст. 246 УПК РФ);
  15. знакомится с протоколом судебного заседания (ч. 7 ст. 259 УПК РФ).

Прокурор имеет и иные права

При рассмотрении судом уголовным дел прокурор обязан:

  • участвовать в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения (ч. 2 ст. 246 УПК РФ);
  • подчиняться законным распоряжениям председательствующего в судебном заседании;
  • отказаться от обвинения и изложить суду мотивы отказа, если в результате судебного разбирательства прокурор придет к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения (ч. 7 ст. 246 УПК РФ);
  • опровергать доводы, представленные стороной защиты, при рассмотрении ходатайства об исключении доказательства, заявленного стороной защиты на том основании, что доказательство было получено с нарушением требований УПК РФ (ч. 4 ст. 235 УПК РФ);
  • предъявить или поддержать предъявленный потерпевшим гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных или государственных интересов (ч. 6 ст. 246 УПК РФ);
  • выполнять иные предусмотренные законом обязанности.

Прокуроры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами; действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные в порядке, установленном УПК РФ, являются обязательными.

Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда следователь представил уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений в случае несогласия со следующими указаниями прокурора:

  1. о привлечении лица в качестве обвиняемого;
  2. о квалификации преступления;
  3. об объеме обвинения;
  4. об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого;
  5. об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, предусмотренных п. п. 2 — 11 ч. 2 ст. 29 УПК РФ;
  6. о направлении уголовного дела в суд или его прекращении;
  7. об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия;
  8. о передаче уголовного дела другому следователю.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат

безусловному исполнению в установленный срок. Умышленное невыполнение таких требований влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 17.7 КоАП РФ).

Источник: http://www.top-advokat.ru/advoc-praktika/prokuror-v-ugolovnom-dele.htm

Ссылка на основную публикацию