Допрос несовершеннолетнего свидетеля в 2018 году: порядок

Правила допроса несовершеннолетних

Семейное право > Несовершеннолетние дети > Правила допроса несовершеннолетних

Допрос в юридической науке и практике представляет собой процессуальное действие, направленное на получение важных сведений в рамках следственных мероприятий или судебного разбирательства от лица, участвующего в деле.

Ст. 191 и 280 Уголовно-процессуального кодекса, ст. 179 Гражданско-процессуального кодекса, ст. 25.6 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрены жесткие правила проведения допроса несовершеннолетнего свидетеля, подозреваемого или потерпевшего по делам различных отраслей права.

Необходимость допроса несовершеннолетних участников процесса

Существование особенности допроса несовершеннолетних лиц обусловлено их возрастными и нравственно-психологическими особенностями.

В отношении подозреваемых и потерпевших это правило не распространяется.

Психологи и правоведы выделяют следующие причины необходимости регламентации особых требований в законодательстве, предъявляемых к проведению допроса несовершеннолетних участников дела:

  • несовершеннолетние обладают большой внушаемостью;
  • несовершеннолетние имеют повышенную эмоциональную возбудимость;
  • несовершеннолетние быстрее забывают прошедшие события;
  • несовершеннолетние имеют меньший объем опыта и знаний, чем взрослые;
  • подростки, особенно в коллективе, нередко отстаивают принципы дружбы и общности, желают выглядеть лучше и могут стесняться произошедших событий.

Все вышеперечисленные особенности развития несовершеннолетних в совокупности или каждая по отдельности способны напрямую влиять на достоверность и правильность показаний, данных несовершеннолетним свидетелем или потерпевшим.

Особенности проведения допроса

Особое внимание следует уделить вызову несовершеннолетнего участника процесса на допрос в следственные и правоохранительные органы или в судебное заседание.

Согласно УПК РФ, вызов на допрос несовершеннолетнего, который не достиг возраста 16 лет, осуществляется через его законных представителей или администрацию с места его учебы или работы.

Как правило, в качестве законного представителя несовершеннолетнего выступают его родители, каждый из которых в равной степени обладает правами на представление интересов ребенка на допросе.

Однако, при отсутствии у несовершеннолетнего родителей, в качестве законного представителя могут выступать опекуны, попечители или усыновители.

В случаях, когда в уголовном деле или в рамках административного правонарушения несовершеннолетний выступает в качестве обвиняемого, а в качестве потерпевшей стороны заявлен единственный родитель, для представления законных интересов несовершеннолетнего приглашаются инспекторы Отдела опеки и попечительства или ОДН.

Тот же принцип работает в обратном варианте, когда несовершеннолетний является потерпевшим, а единственный родитель – обвиняемым.

Вызов к допросу несовершеннолетнего подозреваемого, который содержится под стражей в специализированном учреждении, происходит посредством взаимодействия с администрацией этого учреждения.

При нахождении его под подпиской о невыезде вызов осуществляется через его законных представителей.

Вручение повестки лично в руки несовершеннолетнему или оповещение его о времени допроса через телефонограмму допускается только в случаях, когда требуется получение немедленной явки свидетеля или взаимодействие с законными представителями может повлиять на достоверность показаний несовершеннолетнего.

Правила допроса

Согласно последним изменениям УПК РФ от 05.12.2017 года допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до 14 лет производиться при участии его законных представителей.

На вопрос, с какого возраста можно допрашивать ребенка без родителей, можно ответить следующим образом:

Особой спецификой в этом отношении обладают преступления против половой неприкосновенности в отношении несовершеннолетнего потерпевшего.

Следователь имеет право осуществлять допрос без законного представителя в случае, если ребенку их присутствие доставляет нравственные беспокойства или моральные страдания.

УПК выделяет следующие правила допроса несовершеннолетних:

  • при допросе лица, не достигшего возраста 16 лет, или лица, достигшего это возраста, но страдающего психическими расстройствами, обязательно участие педагога/психолога;
  • при допросе лиц в возрасте от 16 до 18 лет вопрос об участии педагога решается судом или следственными органами самостоятельно;
  • возможность удаления из зала судебного заседания при допросе несовершеннолетнего свидетеля любого из лиц, участвующих в деле на основании определения суда;
  • в качестве педагога при допросе приглашается лицо, имеющее соответствующее высшее образование и не заинтересованное в исходе судебного разбирательства.

Однако, на практике, особенно по делам об административном правонарушении, в судах нередко для допроса выбирают в качестве педагога сотрудников суда, имеющих педагогическое образование.

К такому же варианту прибегают полицейские при проведении допроса несовершеннолетнего при подготовке материалов дела в суд.

Напрямую этот способ не противоречит действующему законодательству и позволяет сократить сроки рассмотрения административных дел.

Порядок допроса

В целом, процессуальный порядок допроса по уголовному делу несовершеннолетнего свидетеля, подозреваемого или потерпевшего не отличается от допроса других участников процесса. Однако, существенным отличием необходимо считать следующее положение.

Несовершеннолетние свидетели и потерпевшие, возраст которых менее 16 лет, не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

Следователь лишь обязан при разъяснении процессуальных прав указать несовершеннолетнему о необходимости говорить правду.

Время допроса несовершеннолетнего участника уголовного дела также строго регламентировано. Так, допрос несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, свидетеля или потерпевшего не должен превышать в общей сложности более 4 часов.

При допросе несовершеннолетнего обвиняемого необходимо делать перерыв по прошествии 2 часов допроса.

Своего вызова свидетели ожидают в коридоре и, после дачи показаний, покидают зал судебного заседания. При этом несовершеннолетние свидетели в возрасте до 16 лет имеют право по усмотрению суда оставаться в зале судебного заседания до окончания процесса.

Права законного представителя при допросе несовершеннолетнего

При осуществлении допроса в рамках предварительного следствия сотрудникам полиции избирается лицо, являющееся законным представителем несовершеннолетнего участника процесса.

Принятое решение излагается в постановлении, которое в последующем включается в материалы уголовного дела. Из постановления должно быть видно, на каком основании допущен тот или иной человек в качестве законного представителя с указанием его личности.

Законному представителю несовершеннолетнего разъясняются следующие процессуальные права:

  • знать, в чем подозревается или обвиняется ребенок в уголовном дела, или в чем состоит суть административного правонарушения;
  • присутствовать при предъявлении обвинения в рамках уголовного следствия;
  • участвовать в допросе ребенка в полиции и зале судебного заседания;
  • на следственных действиях знакомиться с теми протоколами действий, в которых он принимал участие, а также вносить в них изменения и письменные замечания под личную подпись;
  • предоставлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы сотрудникам следствия, прокуратуры и участников судебного разбирательства;
  • знакомиться с материалами дела и единым по уголовному делу протоколом судебного заседания в течение 3 дней после окончания рассмотрения дела и вынесения приговора или постановления.

В случае усмотрения со стороны законного представителя опасности или нарушения интересов несовершеннолетнего лица следователь может вынести постановление об отстранении данного законного представителя от участия в деле.

Тогда следователем избирается другое лицо, представляющее законные интересы несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого.

Проблематичность его осуществления обусловлена не только строгими, жестко регламентированными нормами законодательства о допросе несовершеннолетнего, отступление от которых может привести к обжалованию следственных документов или приговоров суда.

Помимо этого ситуацию осложняют психологические особенности развития ребенка, его эмоциональность, повышенная возбудимость и реакция на внешние раздражители.

Поэтому следователь и судья должны обладать определенным наборов знаний в области психологии для того, чтобы беспрепятственно суметь войти в доверие к ребенку и получить от него правдивые показания, так необходимые для вынесения правильного судебного решения по делу.

Источник: http://semeinoe-pravo.net/dopros-nesovershennoletnego/

Допрос несовершеннолетнего: порядок вызова и проведения

Никто из нас не застрахован от того, чтобы отказаться свидетелем преступления или правонарушения, в том числе и наши дети, младшие сестры и братья, которые не достигли восемнадцатилетия.

И чтобы они не растерялись и не паниковали, нам, взрослым, необходимо знать, как должен проходить допрос несовершеннолетних по закону. Что следователи могут спрашивать у подростка и как себя вести.

Об этом мы сегодня и поговорим.

Порядок вызова несовершеннолетнего на допрос

Начнем с начала. Как правильно следователь должен вызвать подростка на допрос?

Во-первых, разберемся, кто имеет право вызвать несовершеннолетнего на допрос:

  1. Следователь;
  2. Дознаватель;
  3. Судебная канцелярия.

Во-вторых, в каком качестве подростка могут вызвать на допрос (если это не указано в повестке, подросток имеет право отказаться являться на допрос до тех пор, пока вопрос не будет уточнен):

  1. Свидетель;
  2. Подозреваемый.

Если следователь сочтет, что вина подростка доказана, и передаст дело в суд, то в суде несовершеннолетний будет присутствовать в роли обвиняемого.

Повестка на допрос несовершеннолетнего должна быть передана его законным представителям (родители, опекуны) или администрации специализированного учреждения, если подросток живет под их опекой (администрация детдома).

Когда вы получите повестку, обязательно проверьте, что на ней указано:

  1. ФИО, должность и номер удостоверения вызывающего, если нет, то позвоните по телефону и попросите следователя продиктовать их вам. Вы имеете на это право, поэтому не стесняйтесь настоять на получении этих данных, чтобы не нарваться на мошенников или лиц, не причастных к ведению дела;
  2. Качество, в котором вызывают подростка;
  3. Время и дата допроса.

Если каких-то данных нет, лучше сразу позвоните и узнайте точнее.

Как должен прийти вызов на допрос несовершеннолетнего?

В Российской практике используются три основных вида вызова на допрос:

  1. Личный вызов, когда следователь приходит непосредственно к подростку и его родителям и сообщает о необходимости прийти на допрос. Иногда они пытаются вызвать на допрос по телефону, здесь вы можете решать сами: требовать прислать повестку или идти на допрос сразу.
  2. Передача повестки через участкового;
  3. Отправка повестки заказным письмом.

Будьте осторожны, если вас письмо отправлено заказной почтой, то будьте готовы к тому, что, когда вы его получите, почтальон уже распишется за вас в получении. Поэтому явиться на допрос нужно как можно скорее, чтобы вас и вашего ребенка не обвинили в сознательном уклонении от допроса.Особенности проведения допроса: что говорится в законе?

Прежде чем отвести своего несовершеннолетнего ребенка подробно изучите, что говорится в законе. Мы выделили основные нюансы проведения допроса несовершеннолетних:

  1. Если на допрос вызываются несовершеннолетние подростки (свидетели, потерпевшие, подозреваемые), то в зависимости от возраста на допросе должны присутствовать (помимо адвоката):
    1. Подростки до 14 лет – обязательное присутствие педагога, также по требованию родителей и согласию следователя, может присутствовать один из родителей;
    2. Подростки старше 14 и до 18 лет – по усмотрению суда требуется участие педагога.
  2. Если допрашиваемый подросток имеет физические или психические отклонения, недостатки и т.п., то их допрос всегда проводится в присутствии педагога или сотрудника опеки. В ряде случаев на допросе может присутствовать психолог, но по требованию суда или следователя.
  3. Перед началом проведения допроса следователь обязан разъяснить представителю подростка или педагога права несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. О проведении разъяснения следователь обязан сделать пометку, если допрос проводится в суде, то пометка делается в протоколе судебного заседания.
  4. Если педагог почувствует необходимость задать несовершеннолетнего дополнительные вопросы, то он имеет право задать их с предварительного разрешения следователя. Как правило, педагоги уже знакомы с подростками и знают их психологию, а потому они могут отличить, где ребенок недоговаривает, а когда просто боится о чем-то рассказать взрослым. Нередко подобные «недоговорки» несовершеннолетнего запутывают и сбивают следователя.
  5. При необходимости следователь может допустить присутствие на допросе несовершеннолетних его законных представителей: опекунов или родителей. Они также имеют право задавать дополнительные вопросы. Если же ребенок младше 14 лет, то их присутствие обязательно.
  6. Следователь обязан объяснить на понятном для подростка языке значение для ведения уголовного дела правдивых показаний. Однако брать подписку об ответственности за дачу ложных показаний у несовершеннолетнего нельзя. Но объяснить последствия ложных показаний следователь может.
  7. Если ведется дело о тяжком преступлении, то по ходатайству сторон суд может разрешить проведение допроса несовершеннолетнего в отсутствие подсудимого путем вынесения соответствующего постановления. Делается это в защиту интересов, жизни и здоровья подростка в дальнейшем. Показания подростка будут переданы подсудимому после его возвращения в зал заседания, но без указания имени и данных о подростке.

Кроме того, если речь идет о допросе несовершеннолетнего в зале суда, то после дачи показаний подросток и его родители (законные представители), педагог или психолог имеют право покинуть зал судебного заседания. На то, чтобы покинуть зал нужно получить разрешение судьи. Как правило, суд не препятствует, чтобы судебный процесс не навредил психике несовершеннолетнего.

Особенности допроса несовершеннолетних указаны в статье 424 Уголовного Процессуального Кодекса РФ.

Сколько должен длится допрос несовершеннолетнего?

Поскольку несовершеннолетние подростки еще находится в стадии физического и психологического развития, то и долгие допросы могут негативно повлиять на его психику, да и просто довести до сильного утомления.

Поэтому закон установил временные ограничения для проведения допроса:

  1. Непрерывный допрос несовершеннолетнего – два часа;
  2. Общее количество часов допроса в день – не более четырех часов.

Кроме того, в законе нет прямого указания, но юристы рекомендуют напоминать следователям об окончания времени допроса за 15-20 минут до конца, чтобы подросток успел ознакомиться с протоколом ведения допроса, а также это успел сделать и его педагог.

Читайте также:  Условный срок - это судимость или нет? что это значит в 2018 году?

Права представителя несовершеннолетнего

Не менее важно заранее узнать и права законного представителя несовершеннолетнего на допросе. Ими могут быть педагоги и воспитатели ребенка.

Основные их права на допросе у следователя или в зале суда:

  • Присутствовать на всех допросах несовершеннолетнего;
  • Знакомиться с протоколом допроса, задержания;
  • Знакомиться с постановлением о применении меры пресечения;
  • Участвовать во всех проводимых следствием мероприятиях или процедурах, в которых принимает участие несовершеннолетние.

Кроме того, представитель подростка должен проконтролировать, что подростку понятны:

  1. Значение его показаний для следствия;
  2. Правила проведения допроса;
  3. Его права и обязанности.

А также, проконтролировать, что на подростка не оказывается давление со стороны следователя, прокурора или адвоката обвиняемого.

Права педагога и психолога

Мы уже выше рассказывали об одной из главных особенностей проведения допроса несовершеннолетнего – привлечение к допросу педагога или воспитателя несовершеннолетнего. В ряде случаев могут привлекаться психологи и сотрудники органов опеки и попечительства.

Для того чтобы к допросу привлекли детского психолога, несовершеннолетний должен быть признан:

  1. Отстающим в психологическом развитии;
  2. Находится под наблюдением у психолога;
  3. Страдает психологическим расстройством или неокрепшей психикой.

Если ребенок не достиг шестнадцатилетия, то присутствие психолога обязательно.

Основные функции педагога и психолога:

  • проследить, чтобы на психику подростка не оказывалось давление и другие негативные воздействия;
  • помочь следователю или адвокату установить контакт с несовершеннолетним подростком;
  • Оказать консультативные услуги для должностных лиц, ведущих уголовное дело, по общению с несовершеннолетними детьми и подростками;
  • Устранить любые попытки со стороны дознавателя психического воздействия на ребенка;
  • Оказать любую посильную помощь лицу, расследующему уголовное дело;
  • Контроль за проведением дела, заполнением протокола допроса несовершеннолетнего;
  • Задавать дополнительные вопросы несовершеннолетнему с разрешения дознавателя, следователя или прокурора.
  • Знакомиться с протоколом ведения допроса и проконтролировать, что дознаватель правильно истолковал слова несовершеннолетнего. Если у него имеются замечания к составленному документу, то он должен их оставить непосредственно в протоколе и указать замечания о правильности и полноты ведения допроса.

Кроме того, психолог также должен проследить, что допрашиваемый подросток не испуган, понимает все, что происходит, знает свои права, а также он понимает последствия своих слов.

Обязанность проконтролировать участие психолога и педагога в допросе несовершеннолетия лежит на:

  1. Прокурор;
  2. Следователь;
  3. Дознаватель.

Если речь идет о судебном заседании, то ходатайствовать о вызове подростка с педагогом или сотрудников опеки и попечительства могут все указанные выше лица и защитник обвиняемого.

О правах педагога и психолога, участвующего в допросе несовершеннолетнего, разъясняет дознаватель (следователь или прокурор), о чем делается пометка в протоколе допроса – часть 5 статьи 425 Уголовного Процессуального Кодекса.

Допуск родителей на допрос несовершеннолетнего

О том, как попасть на допрос несовершеннолетнего, говорится в статье 426 Уголовного Процессуального Кодекса РФ.

Согласно нему, родители или другие законные представители несовершеннолетнего (опекуны, приемные родители) имеют право присутствовать на всех следственных мероприятиях, в которых участвуют их несовершеннолетние дети.

Для этого им нужно заранее предупредить прокурора или следователя о своем желании участвовать, чтобы те смогли подготовить специальное постановление (ст.426 УПК РФ).

Участие родителей или опекунов несовершеннолетнего должно быть разрешено специальным постановлением следователя, прокурора или дознавателя.

При разрешении (допуске) участвовать в проведении допроса, родителям должны быть разъяснены их основные права, за что они должны расписаться в протоколе ведения допроса. Проверьте, что следователь рассказал вам:

  1. О праве знать, в какой роли участвует несовершеннолетний;
  2. В чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний;
  3. Вправе участвовать во всех следственных мероприятиях с участием вашего ребенка;
  4. Присутствовать при предъявлении обвинений и аресте несовершеннолетнего;
  5. Принимать участие в допросе несовершеннолетнего. Особенно, если он проходил по уголовному делу в качествах: потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого. Но всегда с разрешения следователя.
  6. Знакомиться с протоколом допроса или иных следственных мероприятий, в которых был задействован несовершеннолетний. Закон дает право также оставлять свои замечания о правильности их проведения, а также о полноте сделанных протоколов.
  7. Заявлять ходатайство, просить отводы, а также высказывать жалобы на действия следственного комитета или прокуратуры;
  8. Представлять доказательства и предлагать своих свидетелей;
  9. По завершении следствия или судебного заседания право ознакомиться со всеми полученными материалами дела, выписывать данные. Ограничений на сведения и их объем закон не устанавливает.

Если по решению прокурора или суда несовершеннолетнему запрещается знакомиться с материалами дела, которые могут оказать на него негативное влияние, то законные представитель обязан самостоятельно изучить их все на полноту и соответствие действительности.

Может ли суд или прокурор отказать в присутствие законного представителя?

В российской практике, такое действительно случается. Закон позволяет следователя, прокурору или суду отказать законного представителю несовершеннолетнего в присутствии на допросе, если его действия могут нанести ущерб интересам, здоровью или психике несовершеннолетнего.

Например, следователь имеет право отказать в присутствии на допросе несовершеннолетнего следующим лицам:

  1. Неоднократно судимым;
  2. Лица, ведущим аморальный и асоциальный образ жизни;
  3. Лицам, которые подозреваются в жестоком обращении с несовершеннолетним и т.д.

Об отказе в присутствии законного представителя на допросе несовершеннолетнего, следователь или другой дознаватель должны вынести соответствующее постановление.

Если законный представитель несовершеннолетнего получил отказ, то присутствовать на допросе может другой представитель.

Например, если отец получил отказ в присутствии, то на допрос несовершеннолетнего ребенка отправляется мать.

Какие документы может запросить следователь?

Поскольку допрос несовершеннолетнего имеет особенный характер и свои нюансы, которые призваны защитить интересы подростка, то некоторые необходимые вопросы следователь может узнать через запрос соответствующих документов:

  1. Психологическая характеристика из учебного заведения ребенка;
  2. Выписка с оценками из школы или другого учебного заведения;
  3. Запрос на использование данных на ребенка, который наблюдается у психолога и т.д.

Основная цель получения подобных вопросов не столько получение истинных сведений, сколько способ уменьшить время на проведение допроса несовершеннолетнего и снизить оказываемое следователем влияние на него.

Основной упор в сборе документов следователи делают на бумаги и иные материалы, показывающие:

  1. Характеристики ребенка;
  2. Получение наиболее частых его поведенческих тактик (например, если ребенок беспокойный, то следователь сможет заранее подготовить тактику ведения его допроса.)
  3. Круг его общения;
  4. Его местонахождение в течение дня и на момент совершения преступления.

Кроме того, следователь, в любом случае, до вызова на допрос несовершеннолетнего, опросит его учителей, родителей, воспитатель, тренера, соседей, а также участкового, чтобы подготовиться к будущему допросу. Также он может отправлять запрос в детскую комнату полиции о том, состоит ли данный ребенок или подросток у них на учете.

Обращаем ваше внимание на то, что законодательство России постоянно изменяется и написанная нами информация может устаревать. Для того чтобы решить возникший у вас вопрос по Уголовному праву, мы советуем вам обратиться за консультацией юриста в поддержку сайта.

Источник: http://ruadvocate.ru/sledstvie/dopros-nesovershennoletnego/

Допрос несовершеннолетнего свидетеля в уголовном деле

При расследовании уголовных дел важная информация может быть получена от свидетелей. Их показания фиксируются в процессуальном протоколе по итогам мероприятия. Очевидцем преступления может являться и малолетний гражданин, а его показания должны оцениваться наряду с информацией от взрослых лиц. В этой статье разберем, как проходит допрос несовершеннолетнего свидетеля по уголовному делу.

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Порядок допроса несовершеннолетнего свидетеля

Ребенок может признаваться свидетелем, если он находился на месте преступления либо ему известные определенные обстоятельства правонарушения. Чтобы официально зафиксировать его показания, следователем назначается допрос. Для этого проводятся следующие процессуальные действия:

  • выносится постановление о необходимости вызова ребенка в следственный отдел или о проведении допроса по месту его жительства или учебы;
  • если ребенок не достиг 16 лет, для проведения допроса вызывается педагог или психолог;
  • если несовершеннолетний гражданин достиг 16 лет, вызов психолога или педагога происходит по усмотрению следователя;
  • повестка о проведении допроса вручается лично несовершеннолетнему или его родителям.

Обратите внимание! Ввиду особенностей развития организма, допрос несовершеннолетнего свидетеля может проводиться у него дома или по месту учебы. Это позволяет добиться комфортного состояния ребенка для объективной дачи показаний.

Если допрашивается несовершеннолетний обвиняемый, следствие обязано предоставить ему адвоката, даже когда ребенок и его родители возражают.

Однако для допроса малолетнего следователь обязан вызвать лишь педагога и психолога, а приглашение защитника является правом, а не обязанностью ребенка и родителей. Также в процессе допроса могут присутствовать законные представители ребенка (родители, опекуны и т.д.

), если подали следователю соответствующее ходатайство. Отказать в таком ходатайстве могут, если присутствие конкретного лица противоречит интересам ребенка.

Порядок допроса несовершеннолетнего свидетеля регламентирован ст. 191 УПК РФ и предусматривает следующие особенности:

  • пока ребенку не исполнилось 16 лет, он не несет ответственности за дачу ложных показаний, за отказ представить сведения о преступлении;
  • следователь разъясняет об ответственности за дачу ложных показаний только детям, достигшим возраста 16 лет;
  • до достижения 16 лет детям указывается на необходимость говорить только правду.

С какого возраста допускается допрос несовершеннолетнего свидетеля по УПК РФ? Закон не содержит никаких запретов по возрасту, поэтому ограничение может быть связано только с наличием у ребенка развитой речи и словарного запаса, а также возможности понимать происходящие события. Допрос несовершеннолетнего свидетеля по УПК РФ проводится обязательно под видео- или киносъемку, если против этого не возражает сам ребенок или его представитель.

Допрос несовершеннолетнего свидетеля в суде проводится, если возникает необходимость проверки первоначальных сведений либо для постановки дополнительных вопросов. В судебное заседание обязательно приглашаются педагоги или психологи, которые могут в любой момент прекратить дачу показаний, если это негативно сказывается на психическом и моральном состоянии ребенка.

Время допроса несовершеннолетнего свидетеля

Для взрослых свидетелей и потерпевших продолжительность допроса ограничена только рабочим днем, с обязательными перерывами для отдыха. В отношении процессуальных мероприятий с участием детей закон содержит строгие временные рамки. Время допроса несовершеннолетнего свидетеля зависит от его возраста:

  • пока малышу не исполнилось 7 лет, он может давать показания не более 30 минут подряд, а общая продолжительность допроса не может превышать 1 часа;
  • для ребенка в возрасте от 7 до 14 лет период непрерывной дачи показаний не превышает 1 часа, а суммарная продолжительность – не более 2 часов в день;
  • для несовершеннолетних свидетелей старше 14 лет такие ограничения менее строгие – допускается непрерывный допрос в течение 2 часов, а дневная норма дачи показаний составит 4 часа в день.

Обратите внимание! За соблюдение закона в части временных рамок допроса несет ответственность следователь. Иные лица, участвующие при даче показаний, вправе подавать возражения, если будет превышен максимальный временной порог.

О времени непрерывного или дневного допроса делается отметка в процессуальном протоколе. Если дата показаний продолжится на следующий день, время допроса не суммируется с предыдущими сутками и начинает течь заново.

Протокол допроса несовершеннолетнего свидетеля (бланк)

Допрос несовершеннолетнего свидетеля по уголовному делу следователем сопровождается составлением процессуального протокола. В этом документе будет зафиксирован ход процессуального мероприятия, состав участников, а также суть данных пояснений. Протокол допроса несовершеннолетнего свидетеля оформляется по общим правилам, регламентированным ст. 190 УПК РФ:

  • вводная часть документа содержит сведения о дате и месте проведения мероприятия, времени начала и окончания допроса, о личных данных каждого участника;
  • показания, данные ребенком, отражаются от первого лица – закон предписывает придерживаться дословного изложения всех сведений, даже если они не относятся к делу;
  • при записи вопросов и ответов в бланк допроса несовершеннолетнего свидетеля соблюдается принцип последовательности;
  • следователь обязан зафиксировать даже те вопросы, которые были отведены участниками мероприятия, и на которые ребенок отказался отвечать;
  • в тексте документа отражаются доказательства, которые были предложены для ознакомления ребенку, а также суть его пояснений.

Обратите внимание! В бланк протокола допроса несовершеннолетнего свидетеля включаются все пояснения, дополнения и возражения, представленные ребенком или его представителями.

Заполненный протокол допроса несовершеннолетнего свидетеля предлагается для личного ознакомления ребенку и его представителям. При отсутствии замечаний они должны поставить на документе личную подпись. Копия протокола на руки не выдается, а оригинальный бланк включается в материалы дела.

Резюме

Допрос несовершеннолетнего свидетеля по уголовному делу проводится с обязательным участием педагогов и психологов, если ребенку не исполнилось 16 лет. Также при даче показаний могут присутствовать законные представители детей (опекуны, родители и т.д.).

В отличие от взрослых свидетелей, ребенок до 16 лет не несет ответственности за дачу ложных показаний, поэтому следователь обязан лишь напомнить о необходимости говорить правду.

Итоги допроса, в том числе все показания ребенка, фиксируются в тексте процессуального протокола.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Источник: http://opravdaem.ru/detention/dopros-nesovershennoletnego-svidetelya-v-ugolovnom/

Особенности допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей

Ключевые слова: ДОПРОС; ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО; ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО СВИДЕТЕЛЯ; ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОТЕРПЕВШЕГО; INTERROGATION; INTERROGATION OF MINORS; INTERROGATION OF MINOR WITNESSES; THE INTERROGATION OF A MINOR VICTIM.

Аннотация: Статья посвящена изучению проблем проведения допроса несовершеннолетних участников уголовного процесса. Автор уделяет внимание как процессуальным и тактическим, так и психологическим особенностям проведения указанных допросов.

Допрос является одним из самых распространенных следственных действий для получения доказательств по уголовному делу. В ходе проведения этого следственного действия уполномоченное должностное лицо получает и фиксирует информацию, устно полученную от лица, владеющего этой информацией.

Читайте также:  Фальшивомонетничество. ст.186 ук рф в 2018 году: ответственность

Общие правила допроса регламентированы ст. 187 — 190 УПК РФ, а отдельной статьей Уголовно-процессуального кодекса (ст.

191 УПК РФ) устанавливаются особенности производства допроса лица, не достигшего 18-летнего возраста и являющегося по уголовному делу потерпевшим или свидетелем.

Особенности допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей связаны с особенностями возрастной психики несовершеннолетних, отсутствием у них жизненного опыта, а также неспособностью правильно оценить ситуацию, в которой они оказались.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает не только особенности допроса несовершеннолетнего, но и особенности вызова его на допрос, что урегулировано в ст. 188 УПК РФ.

На практике несовершеннолетние, особенно в возрасте до 14 лет вызываются и допрашиваются в качестве свидетелей лишь в крайних случаях, когда кроме показаний несовершеннолетних, другими способами истину по уголовному делу установить невозможно. Исключение составляют несовершеннолетние потерпевшие.

Следователи, дознаватели, судьи понимают, что вызов и допрос несовершеннолетних может отрицательно повлиять на их психику, именно по этой причине против допросов несовершеннолетних свидетелей часто возражают их родители (законные представители). Поэтому несовершеннолетних и стараются допрашивать только тогда, когда без допроса несовершеннолетнего свидетеля обойтись нельзя.

Закон не предусматривает минимальный возраст, с которого можно допрашивать несовершеннолетнего в качестве потерпевшего или свидетеля.

Все зависит от «обстоятельств совершенного преступления, от уровня психического развития несовершеннолетнего, также при решении вопроса о возможности допроса несовершеннолетнего нужно учитывать способность несовершеннолетнего правильно воспринимать события, имеющие значение для расследования и рассмотрения уголовного дела, давать соответствующие действительности показания по делу, объективно и правдиво описывать произошедшие события» [7].

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие особенности допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей для получения наиболее полных и объективных показаний:

1) обязательное участие педагога или психолога при допросе потерпевшего, свидетеля, не достигшего возраста 16 лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии (ч. 1 ст. 191 УПК РФ);

2) обязательное участие педагога или психолога при допросе потерпевшего, свидетеля, не достигшего возраста 16 лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии по делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних участие психолога обязательно (ч.4 ст. 191 УПК РФ);
3) вопрос об участии педагога при допросе свидетеля в возрасте от 16 до 18 лет решается органами предварительного расследования и судом по своему усмотрению);

4) возможность участия законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей) при допросе несовершеннолетнего;

5) возможность удаления из зала судебного заседания на время допроса несовершеннолетнего того или иного лица, участвующего в деле, или кого-либо из граждан, присутствующих в зале судебного заседания, на основании определения суда.

6) Для участия в допросе приглашается педагог, который не заинтересован в результатах расследования и рассмотрения дела в суде.

«Применение видеозаписи или киносъемки обязательно в ходе следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, за исключением случаев, если несовершеннолетний потерпевший или свидетель либо его законный представитель против этого возражает (ст. 191 УПК РФ)» [1, с. 570].

Свидетелем может быть любое лицо, которое может правильно воспринимать, хранить в памяти и воспроизводить информацию о тех или иных обстоятельств.

В связи с этим в качестве свидетеля можно привлекать и ребенка (лица до 18 лет) при условии, что она достигла уровня развития, который дает ему возможность правильно воспринимать информацию и донести ее до других лиц.

Свидетели, потерпевшие, не достигшие возраста 16 лет, об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и дачу ложных показаний не предупреждаются.

Как правило, обычно следователи, дознаватели и суд для участия в допросе несовершеннолетнего приглашают педагогов из учебного заведения, где обучается этот несовершеннолетний.

Однако при решении вопроса о привлечении к участию в допросе педагога необходимо учитывать обстоятельства, по которым будет допрошен несовершеннолетний, так как может возникнуть такая ситуация, что в присутствии знакомого педагога несовершеннолетний может «замкнуться», или не дать правдивые показания об известных ему обстоятельствах по уголовному делу. Это бывает, когда потерпевший или свидетель спровоцировали преступление или повели себя не самым лучшим образом.

Например, расследуя уголовное дело по факту разбойного нападения на несовершеннолетнего К., следователь в качестве педагога пригласил классного руководителя потерпевшего. Но следователем не было учтено, что приглашенный им классный руководитель вел в школе секцию рукопашного боя, которую посещал потерпевший и успешно в ней занимался.

Во время допроса в присутствии педагога несовершеннолетний потерпевший, пояснил, что на него напали четверо парней, избили и похитили куртку, сотовый телефон и деньги в сумме 150 рублей.

Однако, впоследствии в ходе предварительного расследования было достоверно установлено, что на потерпевшего напал один подросток, подкараулив его в подъезде, ударил несколько раз кулаком по лицу и похитил куртку, сотовый телефон и деньги в сумме 150 рублей.

Так как в показаниях потерпевшего и обвиняемого были существенные противоречия, то следователь, с целью их устранения, провел между ними очную ставку. В ходе очной ставки потерпевший изменил свои показания, подтвердил показания обвиняемого, пояснив, что преступление совершил один подросток.

Когда несовершеннолетнему потерпевшему задали вопрос, почему он в ходе первоначального допроса давал ложные показания, потерпевший объяснил, что ему стыдно было перед педагогом, обучавшему его приемам борьбы за то, что он не смог «постоять» за себя и позволил одному преступнику избить его и завладеть вещами.

К допросу несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля необходимо готовиться очень тщательно. Эта подготовка заключается не только в формулировке вопросов, ответы на которые имеют важное значение по делу.

Необходимо тщательно изучить личность допрашиваемого: выяснить условия его жизни, воспитания, состояние психики, умение и способность правильно оценивать ситуацию, излагать сведения об увиденном и услышанном, взаимоотношениях со сверстниками и лицом, заподозренном в совершении преступления. С этой целью необходимо побеседовать, а лучше всего допросить лиц, которые хорошо знают несовершеннолетнего (законных представителей, соседей, педагога и др.) и помогут найти контакт с несовершеннолетним, так как от того, будет установлен контакт с несовершеннолетним или нет, зависит успех допроса, и, иногда и в целом успех расследования уголовного дела.

Для того, чтобы несовершеннолетний свидетель мог быстрее освоиться в новой для него обстановке, привыкнуть к незнакомым людям, разговор лучше начинать с сопровождающим его лицом, с педагогом, постепенно вовлекая в процесс общения и ребенка, как бы уточняя у него то, что говорится о нем. «Чтобы проверить, насколько ребенок освоился с обстановкой, можно спросить его о том, понятно ли ему, где он находится, зачем его сюда привели, что может интересовать следователя (суд)» [2, с. 263].

В ходе допроса следователь, дознаватель, судья должны вести себя с несовершеннолетним предельно корректно. Иногда несовершеннолетние, стремясь показаться старше или скрыть свое волнение, употребляют жаргонные или нецензурные слова.

В ходе допроса это надо пресекать и напомнить, что устные сообщения несовершеннолетнего будут занесены в протокол допроса.

В то же время, чувствуя, что несовершеннолетний ведет себя скованно, долго думает или вообще не отвечает на поставленные вопросы, или же сильно взволнован, его надо успокоить, поговорить на отвлеченные темы.

Например, выяснить, чем увлекается подросток, поговорить с ним на тему его увлечения. При этом следователь, дознаватель, судья могут шутить, допускать шутливые, меткие определения, которые употребляются среди подростков определенного возраста, давая тем самым возможность подростку быстрее освоиться. Когда подросток освоится, необходимо приступать к допросу.

Перед началом допроса следователь, дознаватель, судья должны представиться, объяснить цель допроса, объяснить важность допроса, объяснить несовершеннолетнему, что от правдивости его показаний зависят результаты расследования и рассмотрения дела в суде. Подросток должен понять, что его показания действительно имеют большое значение для расследования и рассмотрения уголовного дела.

В ходе допроса необходимо тщательно формулировать вопросы, они должны быть понятными и недвусмысленными, нельзя во время допроса подсказывать несовершеннолетнему или делать внушения, например: «Это ты должен помнить… Надо вспомнить… Ты не мог забыть о том, что…» [2, с. 263]. Естественно, нельзя задавать наводящие вопросы (ч. 2 ст. 189 УК РФ).

«Задавая вопросы. следователь, дознаватель, судья должны убедиться в том, что несовершеннолетний правильно их понимает. Если станет очевидным, что несовершеннолетний не понял вопроса, его необходимо повторить, но в другой постановке. Иногда имеет смысл разделить вопрос на части. При этом необходимо уточнить, понятны ли вопросы» [2, с. 263].

Во время допроса необходимо употреблять общепринятые термины и понятия. Лучше, если несовершеннолетний будет давать показания в форме рассказа.

Нужно учитывать, что не все несовершеннолетние, в силу возраста и или развития могут последовательно излагать показания, они могут, прерываться, сбиваться, вновь возвращаться к началу допроса.

Вот здесь следователю, дознавателю, судье надо быть предельно внимательным, доброжелательным, не высказывать недовольства затянувшимся допросом. Если будет видно, что несовершеннолетний устал, есть смысл прервать допрос, сделать перерыв, поговорить на отвлеченные темы, затем продолжить допрос.

«В результате проведенных исследований и изучения ряда уголовных дел с участием несовершеннолетних, было установлено, что одна из распространенных и серьезных ошибок, допускаемых следователями, заключалась в том, что они не усматривали различий между допросом взрослого и несовершеннолетнего, а тем более малолетнего. В протоколе допроса показания ребенка излагались языком взрослого человека, вопросы формулировались без учета особенностей его психологии, допрос производился без необходимого изучения личности несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля» [3, с. 276 — 277].

«Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет — более одного часа, а в общей сложности — более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет — более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день (ч. 1 ст.191 УПК РФ)» [1, с. 543].

При допросе несовершеннолетних потерпевших необходимо учитывать, что они, как и все потерпевшие, заинтересованы в результатах расследования, ведь им причинен моральный, имущественный или физический вред.

В момент совершения преступления они были в возбужденном состоянии, и поэтому могли необъективно воспринимать происходившее, ведь они не думали о том, что надо запомнить приметы преступника, действия, которые он совершал, а думали о том, как защититься от преступника.

«Сложность представляют допросы несовершеннолетних потерпевших и свидетелей по половым преступлениям, так как они в большинстве случаев не обладают культурой и знаниями для описания этих видов преступлений.

Кроме того, при допросе они испытывают чувство неловкости, стыда. Более того, они могут скрыть или не рассказать о некоторых фактах совершенного преступления.

Поэтому следователь и педагог, психолог должны помочь правильно изложить свои показания» [5, с. 48].

Очень важно на «начальной стадии допроса сформировать у допрашиваемого интерес к предстоящему разговору, желание говорить. При этом можно сказать ребенку, что от него ждут помощи и она крайне необходима, однако вести себя в подобной ситуации следует достаточно осторожно, чтобы не акцентировать его внимание на чем-то конкретном, что интересует следствие (суд).

В подобных ситуациях допрашиваемый, особенно малолетний свидетель, может прибегнуть к вымыслу, чтобы его оставили в покое либо чтобы заслужить одобрение взрослых» [5, с. 48].

По общему правилу свидетель, не достигший возраста 16 лет, по окончании его допроса удаляется из зала судебного заседания.

Однако суд вправе признать необходимым присутствие в судебном заседании свидетеля в возрасте до 16 лет после его допроса, например, при предположении о том, что не исключены его повторный допрос об известных ему фактах, очная ставка с другими свидетелями для исследования письменных, вещественных доказательств и т.д.

Как показала следственная практика, несовершеннолетние потерпевшие, находясь в неадекватном психическом состоянии под влиянием пережитых угроз, шантажа, насилия, нередко уклоняются от дачи показаний.

Будучи подвергнуты актам насилия и угроз со стороны преступников, подростки вообще могут утратить доверие ко всем взрослым, включая в их число и сотрудников правоохранительных органов.

Кроме того, несовершеннолетним свойственна повышенная внушаемость, которая выражается, «с одной стороны, в склонности подростка к неосознаваемому подчинению требованиям других лиц (взрослых, старших по возрасту сверстников) и, с другой — в податливости его постороннему воздействию, благодаря которому подросток сознательно рассказывает не то, что помнит, а то, что ему говорили и хотят от него услышать старшие» [6, с. 433].

В заключение необходимо отметить, что допрос несовершеннолетнего представляет сложность не только с точки зрения процессуальных особенностей, но и с точки зрения психологии.

Поэтому следователь (дознаватель) должен обладать навыками психолога, чтобы установить психологический контакт с допрашиваемым, в ходе допроса получить наиболее полные и соответствующие действительности сведения.

Читайте также:  Уклонение от уплаты налогов ст. 198, 199 ук рф в 2018 году: ответственность

Список литературы

  1. Комментарий к Уголовно- процессуальному кодексу Российской Федерации // Под общ. ред. В. М. Лебедева. — М., 2012.
  2. Коченов М.М., Осипова Н.Р. Психология допроса малолетних свидетелей: Методическое пособие // М.М. Коченов, Н.Р. Осипова. — М. Юристинформ, 2009.
  3. Шейнин Л.Р., Тарасов-Родионов П.И., Розенблит С.Я. Настольная книга следователя. — М.: Госюриздат, 1949.
  4. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации // Под общ. ред. В.Т. Томина и М.П. Полякова. – М.: Юрайт, 2010.
  5. Виноградов С. В. Доказывание виновности несовершеннолетнего в изнасиловании. – М., 1986.
  6. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт»: ИД «Юрайт», 2011.
  7. Кузнецова С.В., Кобцова Т.С. Тактика допроса несовершеннолетних. — М.: Экзамен, 2010.

Источник: http://novaum.ru/public/p76

Процедурные особенности допроса несовершеннолетней жертвы и свидетеля

Н.Г.Бойкова

Аннотация. В статье рассматриваются процессуальные особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля, анализируются возникающие проблемы, связанные с другими участниками допроса и предлагаются возможные пути их решения.

Ключевые слова: несовершеннолетний, потерпевший, свидетель, участники, судопроизводство, законодательство, допрос.

Общий порядок производства допроса регламентирован ст. 187190 УПК РФ. Одновременно законодателем установлены особые процессуальные правила производства допроса лиц, не достигших 18-летнего возраста и выступающих по уголовному делу в качестве потерпевшего или свидетеля (ст. 191 УПК РФ).

В отношении допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых законодатель установил возраст, а именно с 14 лет, а в отношении потерпевших и свидетелей перед следователями (дознавателями) встает вопрос определения возраста, с которого могут быть допрошены эти участники процесса. Л.М.

Карнеева отмечает, что в качестве свидетеля могут допрашиваться не только совершеннолетние, но и малолетние, т.е. дети до 12 лет . У О.Ю. Скичко несколько другая точка зрения, он условно разделяет всех несовершеннолетних на две большие группы: малолетние (дети до 10-11 лет) и подростки (от 12-13 до 18 лет) .

С позиции психологии более верной будет вторая точка зрения, так как граница этого деления характеризуется серьезной психологической перестройкой подросткового возраста.

Однако заслуживает особого внимания классификация несовершеннолетних, которую предлагает Н.И. Порубов: младенческий возраст (от рождения до года); раннее детство (от года до 3 лет); дошольный возраст (от 3 до 7); младший школьный возраст (от 7 до 11); подростки (от 11 до 14-15 лет); старший школьный возраст (от 14-15 до 17-18 лет) .

С какого же минимального возраста можно допрашивать несовершеннолетнего свидетеля? В решении этого вопроса нет единого мнения, и авторы в научных статьях приводят совершенно различные мнения и доводы. Н.И.

Порубов утверждает, что несовершеннолетний может быть допрошен в качестве свидетеля или потерпевшего независимо от возраста, если предмет допроса ему по возрасту доступен и ребенок не является умственно отсталым. А по утверждению Е.И.

Цым- бала, значимые для дела показания могут быть получены у здоровых детей старше 3 лет и детей с дебильностью средней тяжести старше 56 лет. Однако для этого необходимо создание специальных условий при проведении допроса и привлечение психологов, имеющих необходимую подготовку .

Таким образом анализ мнений ученых свидетельствует о том, что вопрос определения минимального возраста, с которого может быть допрошен несовершеннолетний в качестве потерпевшего или свидетеля остается дискуссионным.

Возможно, более правильным будет законодательно закрепить возраст, когда малолетнее лицо вправе вступить в уголовный процесс в качестве его участника? Для ответа на этот вопрос обратимся к результатам других проведенных исследований ученых.

Какова же способность малолетних и подростков давать показания совершенных в отношении их преступлениях или о преступлениях, свидетелями которых стали? Ученые пришли к выводам, что не существует большой разницы в способностях детей и взрослых отвечать «на нейтральные и наводящие вопросы», что дети лучше запоминают детали событий. Л.Л. Ананиан приводит обобщенные результаты современных зарубежных исследований, которые опровергают ранее господствующие представления о том, что дети легко поддаются внушению, фантазируют при даче показаний . Эти же исследования подтверждают, что оказывается способность свидетеля воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию и его добросовестность определяются не только возрастом, а пожалуй, больше его индивидуальными личностными способностями, а также заинтересованностью в деле. Таким образом несколько детей одного возраста в силу своих способностей, личностных качеств могут давать совершенно различные показания.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 432-ФЗ , с 1 января 2015 г. вступила в силу новая редакция ст. 191 УПК РФ. Согласно ч.

1 данной статьи особенность процедуры допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля заключается в том, что к участию в этом следственном действии привлекаются третьи лица.

Эти лица помогают осуществлять защиту законных прав и интересов несовершеннолетних потерпевших и свидетелей. Такими лицами являются: педагог, психолог, законные представители, иные близкие родственники, которые не охватываются понятием законных представителей.

Важно, чтобы эти участники заслуживали прежде всего доверие несовершеннолетнего и могли обеспечить соответствующую психологическую комфортную атмосферу допроса, а также оказать помощь следователю в получении информации от допрашиваемого лица.

Законодатель обязывает следователя привлекать к проведению допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля педагога или психолога при условии, что эти участники не достигли шестнадцатилетнего возраста, либо они достигли этого возраста, но страдают психическим расстройством или отстают в психическом развитии. Вместе с тем в случае достижения шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя.

Закон не указывает образование педагога, его должность предполагает, что им может быть школьный учитель или воспитатель детского дошкольного учреждения в зависимости от возраста допрашиваемого. Следовательно, у педагога должно быть высшее или среднее педагогическое образование.

Зачастую следователь или дознаватель на досудебной стадии процесса приглашает педагога как участника следственного действия лишь только потому, что такой порядок регламентирован нормами УПК РФ.

При этом законодатель не прописал четкое понимание цели и задач педагога, участвующего в допросе, его права и обязанности.

Чтобы педагог не присутствовал формально при допросе несовершеннолетнего, а принимал участие в нем, следователю необходимо разъяснять педагогу обстоятельства дела, выяснить нет ли обстоятельств, препятствующих участию педагога в допросе, разъяснить процедуру допроса, поставить конкретные задачи и проинформировать педагога о его правах. Педагог оказывает содействие следователю в установлении психологического контакта с допрашиваемым, правильной оценке его поведения и показаний, оберегает психическое здоровье подростка от возможного травмирования необычной для него ситуацией.

Законодатель не разграничивает участие в допросе несовершеннолетнего педагога или психолога, предполагается, что следователь должен решать этот вопрос самостоятельно, исходя из возраста несовершеннолетнего, его развития, личностных качеств, обстоятельств дела. На наш взгляд, при допросе малолетнего наиболее целесообразным будет присутствие психолога, так как это специалист, обладающий специальными познаниями в данной сфере.

В последнее время все более широкое распространение получает профессия практического детского психолога. Присутствие во время допроса такого специалиста поможет не только следователю, но и самому ребенку адаптироваться в стрессовой обстановке. Считаем, что при допросе несовершеннолетнего целесообразно присутствие именно психолога, специалиста, имеющего психологическое образование.

Психологическое образование отличается от педагогического объектом, предметом и целями своего изучения.

Именно психолог исследует внутренний мир человека, его психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, мышление, воображение, сознание), психические свойства (характер, акцентуации характера, интеллект, темперамент и др.

), психические состояния (эмоции, чувства, тревожность, фрустрацию и т.п.) с учетом возрастных особенностей личности, актуальным развитием личности, а также с учетом нормы и патологическими ее вариантами.

Цель педагога сформировать у обучающегося необходимые знания, компетенции в рамках освоения определенного предмета с учетом методики его преподавания. Цель же психолога, педагога-психолога, детского психолога и т.п. заключается в раскрытии причин проявления дезадаптации личности, проявлении девиантного поведения.

Психолог обладает методами и приемами, позволяющими правильно установить контакт с малолетними детьми, подростками с учетом всех возрастных кризисов и особенностями восприятия и переработки информации. Он обладает повышенной рефлексивностью и сензетивно- стей к изменениям во внешних проявлениях участника допроса.

Безусловно, самым лучшим вариантом было бы совместное присутствие на допросе несовершеннолетнего школьного психолога и знающего подростка педагога. Сочетание используемых при допросе психолого- педагогических знаний позволит провести допрос без лишнего негативного воздействия и травмирования психики подростка .

Вместе с тем ч. 4 ст.

191 УПК РФ обязывает следователя привлекать к проведению допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля психолога при условии, что эти участники не достигли шестнадцатилетнего возраста, либо они достигли этого возраста, но страдают психическим расстройством или отстают в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего. В такой ситуации в силу специфики совершенного преступления показания малолетних и подростков могут быть по своему содержанию очень своеобразны, и возможно их восприятие окажется искаженным и не позволит правильно понять их суть. В таком случае помощь специалиста незаменима. Однако в протоколе допроса следует фиксировать показания и те обороты речи, которые он сам употреблял, максимально дословно. Именно такой подход к допросу позволит получить информацию не только о преступлении, деталях его совершения, обстоятельствах, подлежащих доказыванию, но и об уровне развития свидетеля (потерпевшего), что безусловно позволит правильно оценить данные им показания.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 432-ФЗ вступила в силу ч. 5 ст. 191 УПК РФ, которая сделала обязательными применение видеозаписи или киносъемки в ходе следственных действий с участием несовершеннолетних потерпевших или свидетелей. И этим же Федеральным законом дополнена ч. 6 ст.

281 УПК РФ, согласно которой оглашение показаний несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, ранее данных при производстве предварительного расследования или судебного разбирательства, воспроизведение аудио- и видеозаписи, киносъемки допросов осуществляются в отсутствие несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля без проведения допроса. По мнению Л.В. Брусницына , целью такого процессуального порядка является, прежде всего, избежание повторного эмоционального переживания этими участниками обстоятельств совершенного в отношении их деяния при даче показаний в суде. С учетом временного фактора показания ребенка данные во время следствия имеют гораздо большую ценность, чем те, которые получены в суде, так как еще не забыты многие детали совершенного деяния. Допрос этих лиц стал возможен в качестве исключения по ходатайству сторон или по собственной инициативе суда, о чем суд выносит мотивированное решение.

Новая редакция ч. 1 ст. 191 УПК РФ установила временные границы, за рамками которых проведение допроса несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля) запрещено.

Так, допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности – более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет – более одного часа и в целом – более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет – более четырех часов в день и более двух часов без перерыва.

А каким по продолжительности должен быть перерыв? Законодатель прямого ответа на данный вопрос применительно к следственным действиям, производимым с участием несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля), не дает.

Исходя из соотношения длительности допроса и перерыва совершеннолетнего (четыре к одному), перерыв в допросе несовершеннолетнего должен составлять не менее четверти времени продолжительности непрерывной части допроса.

Вместе с тем это мнение только правоприменителя, пока законодатель прямо не установил длительности перерыва в допросе несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля).

Библиографический список

1. Ананиан Л. Л. Жестокость в семье. – М., 2000. 2. Брусницын Л.В. Новые правила допросов несовершеннолетних потерпевших и свидетелей на предварительном следствии и в суде // Уголовное право. 2015. № 3. 3. Глушков А.И. Обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних потерпевших в ходе уголовного судопроизводства // Российская юстиция. 2012. № 12. 4. Карнеева Л.М.

, Ордынский С.С, Розенблит С.Я. Тактика допроса на предварительном следствии. – М.: Дело, 1962. 5. Порубов Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии: Учеб. пособие / Отв. ред. Н.И. Порубов. – М.: БЕК, 1998. 6. Скичко О.Ю. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии: Автореф. дис. … канд. юрид. наук.

– Саратов, 2005.

7. Цымбал Е.И. Проблемы правового регулирования использования психологических познаний при проведении следственных действий с участием несовершеннолетних // Психолого-криминалистические проблемы раскрытия преступлений. Тезисы научно- практической конференции. – М., 2002.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 3 (62) 2017

No votes yet.

Please wait…

Источник: http://zakoniros.ru/?p=28190

Ссылка на основную публикацию