Ресоциализация осужденных: что такое в 2018 году, социальная адаптация

Социальная адаптация бывших осужденных

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Практическая работа на тему:

«Социальная адаптация бывших осужденных»

Проблемная ситуация

В комплексе мер политического, социально- экономического, нормативно-правового и организационно- воспитательного характера, которые призвано разрабатывать государство в целях социально-нравственного оздоровления общества, все большую значимость приобретает необходимость масштабной и целенаправленной деятельности государственных органов и общественных организаций, связанных с жизнеустройством бывших осужденных.

Это обуславливается тем, что от их правильного решения во многом зависит не только судьба той части населения, которая допустила ошибку, но и судьба тех людей, которые могут быть втянуты уже однажды отбывшими наказание в орбиту преступной деятельности.

Вероятность такого развития событий становится более возможной в том случае, если государство и в целом общество не окажут им своевременно социальную помощь, не поддержат попытку вырваться из порочного круга правонарушений, законопослушания.

В обоснование вышеизложенного, целесообразно проанализировать состояние повторных правонарушений уголовного характера, совершаемых однажды уже осужденными лицами и отбывшими срок наказания. Не может не вызывать тревоги тот факт, что в первый год пребывания на свободе освободившиеся из исправительно-трудовых учреждений совершают каждое третье преступление.

Социальная адаптация из мест заключения – это многогранный процесс, охватывающий комплекс вопросов их нравственной, психологической, практической подготовки к жизни в обществе, освоения ими новых социальных ролей, восстановления полезных контактов, устранения или нейтрализации отрицательных факторов, препятствующих возвращению данной категории граждан в русло честного, согласующегося с законом существования.

Деятельность органов социальной защиты, как в целом, так и в части работы с бывшими осужденными основывается на действующих нормативно-правовых положениях, которые нуждаются в основательной переработке и дальнейшем развитии в соответствии с общими социально-экономическими и правовыми процессами в обществе. Многие из них уже устарели, утратили свое практическое назначение. В современных условиях нужны новые подходы к правовому урегулированию и организации деятельности служб социальной защиты и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Проблема исследования

Отсутствие государственных органов и общественных организаций, занимающихся проблемами такой категории граждан, которые отбыли срок наказания в виде лишения свободы (в полной или частичной изоляции от общества) и оказались в новых для них условиях жизнедеятельности, и нехватка реальных мер для решения этих проблем.

Объект исследования

Осужденные г. Соликамска, отбывшие срок наказания в виде лишения свободы.

Предмет исследования

Социальная адаптация осужденных г. Соликамска, отбывших срок наказания в виде лишения свободы.

Цель исследования

Учитывая актуальность и степень изученности проблемы социальной адаптации лиц, отбывших срок наказания в виде лишения свободы, основной целью исследования является выявление самого процесса социальной адаптации бывших осужденных и выработка практических рекомендаций в адрес организаций, связанных с разрешением их проблем.

Гипотезы исследования

Основная гипотеза: предварительный анализ ряда материалов о характере и мотивах повторных правонарушений позволяет сделать предположение, что основная причина этого заключается в отсутствии государственно-общественной работы с бывшими осужденными.

В соответствии с основной гипотезой, основные блоки вопросов должны быть направлены на выявление того, какие трудности, возникающие у отбывших наказание, в трудовой сфере, в семейных отношениях и в сфере социального общения влияют на успешность социальной адаптации.

Основная гипотеза нейтральна по отношению к другим факторам, способным влиять на состояние социальной адаптации бывших осужденных. В связи с этим необходим сформулировать гипотезу-следствие: социально-демографические и социально криминальные характеристики также влияют на социальную адаптацию бывших осужденных.

Задачи исследования

Проверка сформулированных гипотез требует решения следующих задач. Для основной гипотезы:

  1. Выявить трудности трудового устройства и профессионального самоопределения осужденных, отбывших срок лишения свободы.

  2. Проанализировать влияние социально-психологического климата коллектива на социальную адаптацию бывших осужденных.

  3. Изучить социально-экономическое положение освобожденных от отбывания наказания.

  4. Описать проблемы взаимодействия в семье у бывших заключенных.

  5. Охарактеризовать социальную активность и социальную ориентированность освобожденных от отбывания наказания.

  6. Проанализировать отражение проблем осужденных, отбывших срок лишения свободы, в средствах массовой информации.

Для проверки гипотезы следствия нужно выявить влияние на социальную адаптацию освобожденных по отбыванию наказания:

  1. социально-демографических характеристик;

  2. социально-криминальных характеристик.

Интерпретация основных понятий

Интерпретация основных понятий:

Адаптация (от лат. adaptio — приспособление) – это процесс приспособления строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

Социальная адаптация – это процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды.

Осужденный – это лицо, которое суд приговором признал виновным в совершении преступления с назначением определенной меры наказания. Бывший осужденный (Б.О.) — это лицо, которое отбыло срок наказания в виде лишения свободы (в полной или частичной изоляции от общества).

Системный анализ объекта исследования.

Блок А (объективные факторы):

а1 – экономическая и социально-политическая ситуация в стране;

а2 – специфические факторы: прямые – отношения в семье, на работе (учебе); косвенные – влияние окружающих, средств массовой информации и т.д.

Блок В (индивидуальные особенности):

в1 – пол, возраст, семейное положение, уровень образования и т.д.;

в2 – личностные характеристики бывшего осужденного и т.д.

Блок С (отношения):

с1 – восприятие социальной адаптации и ее значимости (субъективный аспект);

с2 – результаты социальной адаптации (объективный аспект).

Связки:

 — стимулы (внешние побуждения к деятельности);

 — восприятие, усвоение общественных ролей и социальных функций;

 — мотивы деятельности (внутренние побуждения).

Основные методы сбора информации

Основным методом сбора информации является анкетирование осужденных, которые уже отбыли свой срок наказания, то есть сбор социальной информации об изучаемом объекте в ходе опосредованного социально-психологического общения социолога (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов на вопросы, заданные социологом, вытекающие из цели и задач исследования.

Обоснование выборки

Социологическое исследование будет проводиться на территории г. Соликамска. Временные рамки совпадают со временем проведения исследования. Единицей анализа выступают бывшие осужденные, освободившиеся не позднее одного года со дня начала исследования.

Выборочная совокупность планируется 100 человек.

При определении метода выборки наиболее оптимальным, учитывая специфику объекта, считается метод «снежного кома».

Учитывая то, что нам известны адреса только трех осужденных, отбывших срок наказания и освободившихся в течение текущего года, то поиск других респондентов мы можем продолжить по их подсказке.

Предположим, то каждый из этих трех опрошенных сообщил адреса еще трех своих знакомых, а те, в свою очередь, еще по два и т. д. Тогда на четвертой ступени отбора мы достигнем запланированного объема выборочной совокупности. При этом отбор респондентов по этапам будет происходить в следующей пропорции:

3 + 9 + 27 + 81 =120

Опросить мы можем на двадцать человек меньше, то есть 100.

Разработка методического инструментария опроса. Аргументация необходимости применения метода опроса

Опрос – это метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, и, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию.

М
етод опроса позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию. Объяснить применение метода опроса в данном исследовании можно тем, что бывшие осужденные являются единственным источником информации как непосредственные участники событий.

Важно помнить, что полученная с помощью респондентов информация отражает изучаемую реальность лишь в том виде, как она «преломилась» в их сознании, отсюда ее возможное искажение, связанное с особенностями процесса отражения различных сторон социальной практики в сознании.

Анкета

ГОУ ВПО «СГПИ» приглашает Вас принять участие в массовом опросе общественного мнения, касающегося проблем социальной адаптации лиц, отбывших срок наказания в виде лишения свободы.

Отвечать на вопросы анкеты не трудно. После большинства из них дается несколько возможных ответов.

Прежде чем ответить на вопрос, внимательно прочтите все предлагаемые варианты ответов, затем выберите из них тот или те, которые Вам подходят, и обведите кружком соответствующий номер.

Если ни один из предлагаемых ответов Вас не устраивает или после вопроса ответы не даются, напишите свой ответ самостоятельно.

Хотим подчеркнуть, что на вопросы анкеты нет правильных и неправильных ответов. Нам просто нужно знать ваше личное мнение. Анкета анонимная, в ней не будут указаны Ваши фамилия и имя. Вы можете быть уверены, что содержание Ваших ответов останется строго между нами. В анализе они будут использованы в общем виде, вместе с ответами других людей.

Источник: http://works.doklad.ru/view/fz30chPjngs.html

Проблема ресоциализации заключенных после освобождения

Долгое время и по сегодняшний день высокий уровень преступности и рост криминала является одной из основных проблем Российской Федерации, вследствие чего становится явной проблема ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Ведь большинство преступлений представляют собой рецидив.

Целью нашего исследования является изучение проблем социальной реабилитации заключенных после освобождения из мест лишения свободы, пути их решения, а также сравнительный анализ решения данной проблемы в зарубежных странах и в РФ.

Для более глубокого изучения проблемы, мы посетили СИЗО-1 г. Красноярск, и изучили некоторые данные о заключенных, находящихся в данном ИЗ, в составе отряда хозяйственного обслуживания и отбывающих срок на общих условиях содержания.

Было выявлено, что за последние 8 месяцев среди десяти освободившихся из данного ИЗ были повторно осуждены шестеро.

Из чего можно сделать вывод, что среди бывших заключенных более половины совершили преступный рецидив в течение первых двух-четырех месяцев после освобождения, чему предшествовал целый ряд проблем, с которыми столкнулись бывшие заключенные после освобождения.

Одной из этих проблем является трудоустройство освободившегося. В основном это происходит из-за нежелания работодателя принимать на работу бывших осужденных, ввиду абсолютного недоверия к последним, а также высокой роли общественного убеждения в том, что бывшие заключенные остаются опасными для общества и после освобождения.

Еще одной причиной нетрудоустройства осужденных, освободившихся из мест лишения свободы является низкий уровень образования, отсутствие у многих какой либо профессии, а также потеря интереса, отсутствие мотивации и желания для ее получения самим осужденным.

К сожалению, для решения данной проблемы в нашей стране предпринимается очень мало мер, которые реально действовали бы на практике. Для сравнения, в Германии осужденных к освобождению готовят заранее, когда заключенный  еще находится в стенах исправительного учреждения.

С ними проводятся индивидуальные беседы и консультации, касающиеся в первую очередь приобретения профессии, поиска работы, жилья и средств на жизнь после освобождения. Помимо этого, существуют различные федеральные ведомства по труду, которые активно взаимодействуют с тюрьмами по всем вопросам профессионального обучения и трудоустройства осужденных.

Работа этих ведомств регламентирована законом. Перед освобождением осужденного направляют к консультанту по труду, а затем к сотрудникам службы трудоустройства.

Для быстрейшей социальной адаптации заключенному, уже на стадии подготовки к освобождению, делают много различных льгот, например таких как: краткосрочные увольнения из тюрьмы, недельный отпуск — для решения вопросов, связанных с подготовкой  к освобождению.

Чтобы решить эту проблему  в нашей стране, мы предлагаем усовершенствовать и дополнить ряд законов и подзаконных актов о повсеместном получении профессионального, основного, а также базового образования; возможно закон о предоставлении льгот частным и государственным организациям, после согласия последних принять на работу освободившихся из исправительных учреждений в их организацию, а также предоставить официальное трудоустройство, желательно с дальнейшим карьерным ростом и помогать в ресоциализации. Государство, в свою очередь, должно стимулировать такие организации различными денежными выплатами, снижением налогов. Средства для этого на начальной стадии можно выделить из федерального бюджета, а в дальнейшем повсеместно организовать трудоустройство лиц, находящихся в исправительных учреждениях, для чего придется изменить большую часть ИУ, а также условия содержания осужденных в них.

Вторая проблема, с которой сталкивается лицо, освободившееся из мест лишения свободы, это отсутствие регистрации и постоянного места жительства.

По закону [5] за бывшими заключенными после освобождения должен осуществляться надзор, производимый полицейскими службами или местным участковым, но только по прибытии осужденного к месту жительства.

Читайте также:  Экстремизм: статья 282 ук рф в 2018 году - что такое, уголовная ответственность

Но, по официальным данным [4,165] половина заключенных, находящихся в пенитенциарных учреждениях РФ попросту не имеют регистрации. Соответственно за данной категорией лиц, нарушивших закон, существенно осложняется административный надзор.

Среди данной категории граждан особенно часто можно наблюдать преступный рецидив. Также можно отследить логическую цепочку возвращения заключенного, не имеющего постоянного места регистрации из мест лишения свободы обратно.

Схема 1.

Возвращение заключенного, не имеющего постоянного места регистрации из мест лишения свободы обратно

1. Бывший заключенный освободился

2. Возникновение у освободившегося лица проблем с трудоустройством, в связи с отсутствием регистрации, других причин.

3. Возникновение физических потребностей, которые из-за отсутствия денежных средств и элементарных жилищных условий нет возможности удовлетворить, отсутствие социальных связей, общественной поддержки

4.Освободившийся  уклоняется от административного надзора над ним

5. Освободившийся оказывается в окружении граждан, употребляющих алкоголь, наркотики и т.д.

6.Совершение нового преступления, преступный рецидив

7. Задержание ранее осужденного служащими правопорядка, возвращение его в пенитенциарное заведение

По приведенной выше схеме возвращение в ИУ происходит у большинства бывших заключенных, не имеющих регистрации.

Также существует закономерность: чем дольше лицо, осужденное к лишению свободы, находится в ИУ, тем меньше у него становится социально полезных связей, а также происходит разрыв отношений с родственниками.

Ко всему прочему, не редки случаи выписки, в том числе незаконной, осужденного из места постоянного проживания его родственниками.

Для решения и предотвращения этой проблемы необходимо ужесточить административный контроль над выпиской осужденных из мест их постоянной регистрации.

Для лиц, не имевших постоянной прописи и до заключения, необходимо оказание помощи в получении таковой, а именно возможности предоставление жилой площади бывшим заключенным после освобождения в виде комнаты в общежитии или в коммунальной квартире.

Для этого администрация исправительного заведения, из которого был освобожден заключенный, должна примерно за 3 месяца подать ходатайство в районную или областную жилищную комиссию по месту пребывания осужденного, о предоставлении последнему подобного рода места жительства.

Помимо этого необходимо создавать и развивать различные фонды и центры, чья работа была бы направлена на оказание помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы в социальной адаптации. В настоящее время в России существует небольшое количество подобных центров.

Но их деятельность направлена не только на  ресоциализацию бывших заключенных, но и на просто граждан без определенного места жительства; людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, токсикоманией. Вследствие этого наблюдается переполнение таких центров.

Необходимо также, чтобы центры ресоциализации для заключенных были государственными, а не принадлежали частным организациям. Также для решения данной проблемы можно использовать опыт в этой сфере других стран. В частности, в Украине специальные общественные и религиозные организации занимаются защитой прав осужденных и их духовным просвещением.

Порядок же участия общественности в исправлении и ресоциализации осужденных, а также общественный контроль за соблюдением их прав закреплены в уголовно-исполнительном законодательстве.

[1] Также можно учитывать опыт в данном вопросе таких стран, как Япония и создать, к примеру, институт добровольцев службы защитного надзора с частичным возмещением им понесенных расходов; Южная Корея, где с 1983 года успешно функционирует Служба надзора за условно-досрочно освобожденными и Агентство гражданской реабилитации [3]; Нидерланды, где приоритет отдается организации пенитенциарным молодежным организациям, гуманному отношению ко всем заключенным, не зависимо от национальности, а также используется система домашних отпусков заключенным.[2] Ко всему прочему нужно создать закон о социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, при помощи которого решались бы вышеперечисленные проблемы.

В ходе проведенного нами анализа о состоянии постпенитенциарной системы в России, было выявлено, что проблема ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, действительно существует и актуальна в наше время.

Необходимо срочное ее решение и профилактика для предотвращения преступного рецидива и роста криминальных ситуаций в Российской Федерации, которая по этим показателям в данный момент занимает лидирующие позиции по отношению к другим странам.

Список литературы:

  1. Баренбойм П., Резник Г. Финансирование правовой реформы нуждается в уточнении приоритетов // Финансовые известия. 13.11.1997.
  2. Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Уголовное и пенитенциарное право. Опыт Нидерландов и России // Прокурорская и следственная практика. 2000. N 3‑4. С. 171 — 173.
  3.  Крайнова Н. Ресоциализация осужденных. Зарубежный опыт // Уголовно-исполнительное право. 2002. N 2. С. 84
  4. Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб./Росстат— M., Р76 — 2011. — 581 с.

Источник: https://sibac.info/studconf/science/i/55465

Правительство просят заняться социальной адаптацией бывших заключенных

В Общественной палате РФ вновь решили привлечь внимание власти к проблемам бывших заключенных.

Заместитель председателя комиссии ОП по безопасности и взаимодействию с ОНК Дмитрий Чугунов подготовил письмо в правительство с просьбой рассмотреть возможность создания Федеральной целевой программы по ресоциализации бывших заключенных, которая обобщила бы успешный региональный опыт.

По его словам, весь комплекс государственных мер по исполнению правосудия и ресоциализации осужденных нельзя назвать успешным, о чем свидетельствуют регулярные протестные акции заключенных. Инициатива правозащитников также нашла широкую поддержку и в Госдуме.

Дмитрий Чугунов отметил, что на сегодняшний день в стране не существует официальной комплексной программы, которая бы систематизировала социальную работу с бывшими заключенными в разных регионах.  

— К сожалению, в отдельных субъектах эта работа либо ведется очень хаотично либо вообще не ведется.

При этом подавляющее большинство людей, которые отсидели длительный срок, на свободе вновь совершают тяжкие преступления просто потому, что не могут приспособиться к новым условиям жизни.

Ведь когда они садились в тюрьму, мир был совсем другим. К примеру, есть такие, кто не знает мобильных телефонов, — отметил Дмитрий Чугунов.  

По словам общественника, бывшим заключенным, особенно отсидевшим в тюрьме длительный срок, очень трудно устроиться на работу. И они были бы рады остаться в знакомой и понятной для них среде, поэтому совершают очередное преступление с единственной целью — вернуться в исправительное учреждение.  

Таким образом, каждое второе расследуемое преступление в стране совершается ранее судимым лицом, а численность осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления достигла 80% от их общего количества, что приводит к увеличению удельного веса социально деградировавших граждан.  

В рамках окружных форумов Общественной палаты РФ для представителей некоммерческих организаций и гражданских активистов «Сообщество» работала площадка по общественным наблюдательным комиссиям, которые контролируют соблюдение прав человека в местах принудительного содержания в разных регионах. Эти заседания помогли собрать и обобщить наиболее эффективные практики по социальной адаптации бывших заключенных, которые общественники предлагают распространить на другие регионы.  

— К примеру, позитивный опыт есть в Хабаровском крае, где отсидевшие сограждане размещаются в свободной деревне. Юристы и волонтеры помогают им с оформлением документов для получения ссуд и кредитов. Таким образом, бывшие заключенные постоянно при деле.

В силу своих возможностей они поднимают хозяйство и могут себя прокормить. В Ханты-Мансийском автономном округе есть цеха, в которых работают народные умельцы из числа бывших заключенных. Они изготавливают важные в быту предметы и ищут рынки сбыта. Их навыки не пропадают.

После выхода из тюрьмы они получают работу и могут быть полезными обществу, — рассказал Дмитрий Чугунов.  

24 сентября в Общественной палате РФ пройдет конференция, посвященная этой проблеме, в рамках которой состоится презентация наработок комиссии ОП по безопасности и взаимодействию с ОНК для Федеральной целевой программы по ресоциализации бывших заключенных.

Заместитель председателя ОНК Михаил Сенкевич отметил, что ресоциализация начинается не на свободе, а с первых минут взятия под стражу. И подобная госпрограмма важна, чтобы эти люди не чувствовали себя брошенными. Они должны видеть, что о них заботятся.  

— Все мытарства бывших осужденных начинаются именно после освобождения. Самое страшное и опасное для них — пренебрежительное отношение.

Важно изменить мнение гражданского общества, чтобы оно было более лояльным к этой категории людей. Разумеется, среди них есть конченные негодяи, которые этим живут и будут жить, но нельзя всех под одну гребенку.

Есть люди, которые сели а тюрьму по ошибке, которых подставили, — сказал он.  

Общественник отметил, что результаты подобной работы с заключенными не заставляют себя долго ждать.  

— Это прослеживается на примере московских изоляторов, которые мы посетили свыше 70 раз и провели там спартакиаду. Когда мы запросили официальную статистику, выяснили, что за эти полтора года на 60% уменьшилось количество нарушений режима содержания, на 40% возросло число условно-досрочных освобождений и на 30% стало больше благодарностей и поощрений, — рассказал Михаил Сенкевич. 

Инициативу по созданию государственной программы реабилитации заключенных также поддержали в Госдуме. В нижней палате парламента заявили, что готовы «участвовать в разработке такой программы и использовать свои прежние наработки, чтобы создать эффективный механизм социализации заключенных».

По словам первого зампреда комитета ГД РФ по уголовному и гражданскому процессуальному законодательству Виктора Пинского («Единая Россия») инициатива по созданию единой федеральной целевой программы ресоциализации заключенных обязательно найдет поддержку в профильном комитете Госдумы. 

— В 2008 году Минюст уже предлагал создание подобной программы, комитет поддержал ее, но в силу экономического кризиса государственных денег на реализацию этого направления не хватило, и законопроект о федеральной целевой программе был отложен, — рассказал «Известиям» депутат. 

При этом Виктор Пинский отметил, что необходимо различать две группы заключенных — «законченных рецидивистов» и «пограничную категорию» граждан, которые вполне могут жить и по закону, но в силу определенных факторов снова попадают в тюрьму. 

Источник: https://iz.ru/news/591895

Государство должно активно участвовать в адаптации бывших осужденных — ОП РФ

Контекст

Помощью отделений адаптации в Вологде воспользовался 191 бывший заключенныйГосдума одобрила законопроект об увеличении времени прогулок заключенным

МОСКВА, 23 янв — РАПСИ.

Эффективная работа по ресоциализации и адаптации бывших осужденных невозможна без усилий со стороны государства, в том числе в виде финансирования и принятия необходимых законодательных актов — к такому выводу пришли участники прошедшего в Общественной палате (ОП) РФ круглого стола «Подготовка к освобождению и последующая ресоциализация осужденных как элемент безопасности и стабильности общества».

По данным Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), по состоянию на 1 января 2018 года в учреждениях ведомства содержится на 27,9 тысячи человек меньше, чем год назад.

Количество заключённых в исправительных колониях сократилось на 24 тысячи человек.

Таким образом, тысячи человек вернулись на свободу из мест принудительного содержания, и для них становится актуальным вопрос возвращения к нормальной жизни в обществе.

Общественность просит помощи у государства

Читайте также:  Избиение несовершеннолетних: статья ук рф в 2018 году, сколько лет дают?

Многие эксперты, принявшие участие в заседании круглого стола, пришли к выводу, что для помощи бывшим заключенным необходима поддержка государства.

Протоиерей Павел Боцко в ходе обсуждения предложил разработать единую государственную программу реабилитации с элементами пробации, в реализации которой будут участвовать социально ориентированные некоммерческие организации.

Боцко заявил, что программы ресоциализации и адаптации бывших заключенных невозможно реализовать без помощи государства.

Во-первых, для системной работы требуются бюджетные средства, которые должны выделяться для работы с бывшими заключёнными на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Во-вторых, заключённых следует готовить к возвращению в общество еще до освобождения, убежден протоирей. По мнению Боцко, важнейшей составляющей в процессе адаптации является труд, однако в настоящее время ФСИН не может обеспечить рабочими местами в исправительных колониях всех желающих из числа осужденных.

Глава российских протестантов Сергей Ряховский поддержал Боцко и заявил о возможности негосударственных субъектов (общественных и религиозных организаций) помогать в социализации лишь 5% освобождающихся из исправительных учреждений.

Кроме того, Ряховский отметил, что религиозные организации испытывают определенные трудности в связи с принятием так называемых миссионерских поправок в составе «пакета Яровой».

Чтобы не попасть под санкции со стороны государства, церкви и приходы дистанцируются от деятельности по социальной адаптации бывших заключенных, занимаются этим опосредованно, чтобы не быть обвиненными в попытке привлечения новых прихожан.

Член ОП Валерий Васильев выразил мнение, что в РФ отсутствуют необходимые законодательные акты на федеральном уровне.

В частности, федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» заложил основные понятия в данной сфере, однако конкретных механизмов по реализации мероприятий в сфере ресоциализации и социальной адаптации бывших осужденных в нем не предусмотрено. В ряде регионов, где бюджет предусматривает соответствующие расходы, действуют программы по работе с бывшими осужденными, однако отсутствие необходимых актов на федеральном уровне делает необязательным участие остальных субъектов в процессе ресоциализации, добавил Васильев. Член ОП призвал задействовать все уже имеющиеся правовые механизмы и иные ресурсы для социализации бывших заключенных, и в частности, активнее привлекать Росмолодежь.

Модератор дискуссии, член ОП Иван Абажер посчитал, что в РФ достаточно обширное законодательство, регулирующее воспитание заключенных и постпенитенциарную адаптацию. Вместе с тем, многие участники круглого стола ждут принятия новых законов.

Среди законопроектов, над которыми идет работа, проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» в части поощрения примерного поведения заключенных в колониях, а также инициатива по созданию в России системы пробации.

Как было отмечено, разработка правовых основ для введения системы пробации пока приостановлена.

Мнение государства

Депутат Государственной Думы Иван Сухарев в ходе круглого стола подтвердил, что проблема возвращения бывших заключенных к полноценной жизни в обществе волнует законодателей. На примере Башкирии Сухарев рассказал о тенденции к росту рецидивов и увеличении числа молодых преступников.

«Как законодатели мы на сегодняшний день рассматриваем вопрос о принятии на федеральном уровне закона о соцадаптации и постпенитенциарной ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы», — рассказал депутат о планах Госдумы.

Сухарев признал, что возможностей существующего законодательства недостаточно, и, по его мнению, первоочередной задачей является принятие плана мероприятий по ресоциализации и адаптации граждан, распределение функций между участниками данного процесса, включая государственные ведомства, установление механизма взаимодействия и решение вопросов финансирования.

Как считает представитель Госдумы, в настоящее время помощь бывшим осужденным, как правило, носит эпизодический, бессистемный и непрофессиональный характер, и такой подход необходимо менять. Помимо государства, необходимо привлечь бизнес к участию в судьбе бывших заключенных, предложив льготы при трудоустройстве данной категорий лиц, добавил Сухарев.

Эффективность работы по адаптации бывших заключенных депутат предложил оценивать по следующим показателям: количество рецидивов, создание семей осужденными, трудоустройство, получение образования.

Сотрудник аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Алексей Юношев в ходе своего выступления отметил важность подготовки заключенного к нормальной жизни в обществе еще до его освобождения.

Представитель омбудсмена обратил внимание на то, что чаще всего проблемы с адаптацией возникают у освободившихся граждан без семьи и социальных связей.

Если не помогать бывшим заключенным с жильем, трудоустройством, получением документов и консультациями, то велик риск возвращения таких лиц в криминальную среду, добавил Юношев.

Как считает сотрудник аппарата уполномоченного, ФСИН следует пересмотреть подход к обучению и трудоустройству заключенных с учетом освобождения в будущем. Для осужденных мужчин, с точки зрения трудоустройства, после освобождения было бы лучше работать водителем погрузчика, а не швеей, пояснил Юношев.

Представитель Генеральной прокуратуры Андрей Куликов посчитал, что ключевая роль в работе с осужденными принадлежит ФСИН, поскольку у ведомства есть закрепленные в законодательстве полномочия по воспитанию осужденных и постпенитенциарному сопровождению, а также есть исправно функционирующая система. Член Совета Федерации Алексей Кондратьев также предложил проводить политику в сфере адаптации и ресоциализации бывших осужденных на базе ФСИН.

Источник: http://rapsinews.ru/incident_news/20180123/281724009.html

Реабилитация и социальная адаптация осужденных

В рамках круглого стола «Подготовка к освобождению и последующая ресоциализация осужденных как элемент безопасности и стабильности общества» были затронуты проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Актуальность данного вопроса обусловлена необходимостью снижения уровня преступности и рецидива среди бывших осужденных и, как следствие, обеспечения общественной безопасности в стране.

Председатель Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, председатель президиума Общероссийской общественной организации «Совет общественных наблюдательных комиссий» Мария Каннабих отметила, что проблема ресоциализации лиц, освободившихся из мест принудительного содержания, обсуждается в Общественной палате РФ не впервые, но актуальность проблематики остается неизменной.

«Учитывая свой многолетний опыт работы с данной категорией граждан, открыто заявляю, что много сделано совместными усилиями государственных и гражданских институтов, но еще больше необходимо выполнить дальше.

Практически в каждом регионе действуют реабилитационные центры, эти учреждения очень важны и необходимы.

Но, на мой взгляд, только ресурса реабилитационных центров недостаточно, также считаю, что спектр этих ресурсов необходимо расширять», — считает Мария Каннабих.

Член Комиссии ОП РФ Иван Абажер рассказал об опыте работы по адаптации осужденных в Республике Крым.

«Полагаю, что по данному направлению необходимо вести активную работу, потому что вопросы ресоциализации осужденных требуют тщательной проработки и напрямую касаются нашей с вами безопасности.

Считаю, что необходимо объединить усилия государственных и общественных институтов.

Проблема реабилитации и социальной адаптации осужденных — это социально-значимая проблема, которая требует консолидации наших с вами усилий по ее разрешению.

Честно признаюсь, для меня эта тема нова в том отношении, что я в ОП РФ представляю Республику Крым. В 2017 году была впервые сформирована и начала свою деятельность Общественная наблюдательная комиссии Республики Крым. Эта работа для нас новая.

Контингент, отбывающий наказание в крымских исправительных учреждениях, — это особый контингент, который требует особенного подхода в работе. В исправительных учреждениях Крыма находятся осужденные, которые поступили туда в период, когда Республика Крым была в составе другого государства.

Для нас, крымчан, очень важно изначально грамотно и эффективно поставить работу по ресоциализации осужденных в Крыму, полагаясь на достижения и опыт имеющейся всероссийской практики», — отметил член ОП РФ.

Руководитель отдела управления Мелекесской епархии Русской православной церкви по взаимодействию с правоохранительными органами, Вооруженными силами и казачьими обществами протоиерей Павел Боцко предложил разработать госпрограмму социальной реабилитации с элементами апробации с привлечением к их реализации социально ориентированных НКО.

«Таких программ может быть одна или несколько, но они должны быть едиными для всех регионов и поддерживаться государственным бюджетом c законодательным разграничением полномочий различных уровней бюджета при реализации государственных программ социальной реабилитации. Апробация в данном случае может выступать как элемент контроля. Также отмечу, что количество реабилитационных центров необходимо увеличивать. Считаю, что патронаж при реабилитации также должен быть на государственном уровне», — заявил представитель духовенства.

Протоирей Павел внес предложения по стимуляции и привлечению бизнеса на производственные базы исправительных учреждений с целью создания там новых рабочих мест и развития производства и обеспечения конкурентоспособности производств исправительных учреждений либо посредством льготного налогообложения учреждений ФСИН России, либо посредством поднятия конкурентоспособности за счет «энергосервиса».

Кроме сказанного, представитель духовенства отметил, что полезным и интересным является разработка карты реабилитации, примером которой может служить карта инвалида. Используя эту карту, освободившиеся осужденные лица могут посетить те организации, в которых им будет гарантировано получение необходимой помощи.

«Конечно, если карта реабилитации имеет добровольный характер, то нуждающиеся лица могут воспользоваться ею свободно. Если она имеет обязательный характер, то он должен быть прописан в законодательной основе», — отметил священник.

Участники пришли к выводу, что необходимо уделить особое внимание развитию трудовой деятельности в местах лишения свободы, а также последующей ресоциализации граждан. Были высказаны предложения о предоставлении налоговых послаблений для бизнес-организаций, взявших на работу бывших осужденных.

Руководитель социально-реабилитационного центра некоммерческой организации «Межрегиональный благотворительный фонд помощи заключенным» Сюзанна Кирильчукрассказала о реабилитационном центре для женщин, освобожденных из мест лишения свободы либо имеющих условный срок. Она отметила, что женщинам сложнее после жизни на гособеспечении исправительных учреждений вернуться в общество, найти работу и снова обеспечивать себя и свою семью, детей.

Заместитель председателя Комиссии ОП РФ Михаил Аничкинсчитает, что обсуждаемые проблемы требуют комплексного решения и более внимательного отношения законодательных органов к формированию новых поправок к законам. Совершенствование законодательства в плане оказания поддержки этому социальному слою населения позволит строить работу системно.

Член ОП РФ Валерий Васильев отметил отсутствие единой законодательной базы в сфере ресоциализации осужденных и механизма решения существующих проблем.

Васильев высказал предложение о создании координационного совета, деятельность которого будет направлена именно на реабилитацию и адаптацию осужденных.

Общественник считает, что региональные ОНК на местах также должны заниматься ресоциализацией лиц, освобожденных из заключения, как это предусмотрено в законе «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

Кроме этого, Валерий Васильев обратил внимание на необходимость привлечения агентства «Росмолодежь» к работе с молодыми людьми, которые, выходя на свободу, создают вокруг себя околокриминальную среду. По мнению члена ОП РФ, федеральное ведомство обязано активно работать с такими ребятами, предотвращая рецидивы, и привлекать молодежь к общественно полезной деятельности.

Член Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Олег Гончаров в свою очередь заявил, что важно привлекать к решению вопросов всех членов общества, и особенно представителей различных конфессий.

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Иван Сухаревсогласен с тем, что необходим комплексный подход при ресоциализации граждан.

Отсутствие разработок в данной сфере приводит к рецидивам среди ранее осужденных, в том числе к угрозам глобального терроризма. Социальная адаптация предполагает как позитивные изменения личности, так и коррекцию системы его общественных связей.

Он также отметил, что Госдума занимается этими вопросами и депутатский корпус готов активно взаимодействовать с ОП РФ в направлении ресоциализации осужденных.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Алексей Кондратьев высказался о необходимости обоснованного законодательного регулирования деятельности по реабилитации и социальной адаптации осужденных с учетом специфики контингента, находящегося в исправительных учреждениях. При этом он отметил, что решение таких вопросов требует тщательной и взвешенной проработки, поскольку служит обеспечению общественной безопасности в государстве.

Начальник отдела защиты прав человека в местах принудительного содержания аппарата уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Алексей Юношев отметил, что осужденных необходимо привлекать к высокооплачиваемому труду, позволяющему не только обеспечить достойное содержание во время отбывания наказания, но и иметь возможность накопления денежных средств после освобождения и погашения исков. Также важно восстановление документов осужденных, таких как трудовых книжек, военных билетов, справок о стаже, СНИЛС, водительских прав и так далее. И по мнению Алексея Юношева, немаловажным является уведомление социальных и медицинских учреждений о выходе из исправительных учреждений сирот, осужденных с тяжкими заболеваниями с целью их социального обеспечения.

Представитель Генеральной прокуратуры РФ Андрей Куликов сообщил о законности и четком контроле отлаженной системы ресоциализации в учреждениях ФСИН России в соответствии требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. При этом Андрей Куликов сделал акцент на необходимости продолжения усиленной работы с осужденными после их освобождения.

Подводя итоги встречи, участники отметили, что данное направление необходимо развивать и продолжать работу Общественной палаты по реализации озвученных предложений и выработке рекомендаций, касающихся реабилитации и социальной адаптации осужденных.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Читайте также:  Мошенничество в сфере страхования: ст. 159.5 ук рф в 2018 году, ответственность

Источник: http://antipytki.ru/2018/01/31/reabilitatsiya-i-sotsialnaya-adaptatsiya-osuzhdennyh/

Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы и перспективы пенитенциарной системы в России



Статья освещает воспитательный потенциал исправительных учреждений в России, а также выделяются определенные проблемы в социальной адаптации, бывших заключенных после выхода их из пенитенциарных учреждений. При этом, акцент делается на некоторые социальные практики совершенствования проблемы по данному вопросу — органами власти.

Ключевые слова: осужденные, пенитенциарная система, воспитательные и исправительные учреждения, проблемы бывших осужденных, адаптация, ресоциализация, реабилитация, помощь и поддержка.

Воспитательный процесс в местах лишения свободы является частью более обширного процесса исправления осужденных. Цель — сформировать уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повысить образовательный и культурный уровень осужденных.

Сегодня достаточно острым становится вопрос о необходимости создания социальной службы и введения в штат исправительных учреждений специалистов по социальной работе. В 2018 году в учреждениях УИС России находятся 602 тысячи 176 человек.

При этом штатная численность персонала УИС — 295 967 [7]. То есть на каждого заключенного приходится 0,5 сотрудника ФСИН.

Именно поэтому основная цель расширения штата пенитенциарной системы — это организовать в данных учреждениях различные наиболее виды исправительно-воспитательной работы с осужденными.

Необходимость введения в штат этих учреждений высококвалифицированных специалистов в области социальной работы, также поможет принять эффективное участие в решении проблем, связанных с ростом рецидивной преступности, особенно в подростково-молодежной среде.

Проблема воспитательной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях достаточно активно разрабатывается в отечественной науке. Имеется положительный опыт воспитательной работы с осужденными в отдельных учреждениях пенитенциарной системы.

Специалисты групп социальной помощи и поддержки осужденных совместно с заинтересованными службами исправительного учреждения составляют:

– социальную карту на каждого осужденного;

– оказывают индивидуальную помощь;

– информируют и консультируют осужденных по вопросам пенсионного и социального обеспечения;

– организуют и проводят работу по их подготовке к освобождению;

– оказывают содействие в решении вопросов трудового и бытового устройства освобождающимся из мест лишения свободы.

Практика показала, что осуществление в местах лишения свободы психологической и социальной работы благотворно сказывается на эффективности воспитательного процесса, способствует оздоровлению морально-психологического климата в среде осужденных, успешной подготовке их к освобождению и дальнейшей интеграции в общество.

При этом, важно отметить, что по оценкам и государственных органов, и независимых экспертов, российская пенитенциарная система еще не совсем совершенна.

В утвержденной правительством Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации указывается, что «несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в последние годы, уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество».

Это связано с тем, что перед осужденными в данных условиях возникают определенные социальные проблемы по их адаптации, после выхода из пенитенциарного учреждения.

Интерес вызывает изучение процессов адаптации бывших заключенных, а также оказание им помощи в бытовой жизни и трудоустройстве. Все это является первостепенной задачей государства во избежание совершений новых преступлений.

Как правило, руководители предприятий и организаций отказываются принимать на работу таких граждан не только из-за криминального прошлого, и низкой профессиональной квалификации. К тому же, большинство работодателей не доверяют «бывшим осужденным».

Возникает вопрос, где же получить материальные средства на проживание и начало новой жизни? С подобным вопросом сталкиваются почти все, кто освобождается из исправительных учреждений, и кроме продолжения преступной деятельности, ответов больше не находят.

Неоказание должной помощи указанной этой категории лиц, порождает новые проблемы в обществе.

По словам М. И. Еникеева, ресоциализация — процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, не освоенных, или недостаточно освоенных ранее, или обновленных на новом этапе общественного развития [3, c.73].

Понятие «ресоциализация» касается применения уголовно правовых, уголовно-исполнительных и социальных мер воздействия, которые применяются обществом к людям, вставшим на криминальный путь. При совершении человеком социально опасного деяния, признаваемого преступным, он отправляется в места лишения свободы.

При этом ресоциализация — это определенный этап, призванный устранить предпосылки рецидивного поведения и восстановить социально полезные связи личности с обществом. В ходе данного процесса должны быть разрушены асоциальные роли и поведение, а также закреплены позитивные образцы социальных ценностей.

Основатель правозащитного проекта «Гулагу.нет» Владимир Осечкин считает, что ресоциализацией заключенных нужно начинать заниматься уже в местах заключения.

«Самый большой удар по социализации заключенных наносят тюрьмы, то есть СИЗО, где большинство заключенных проводят огромную долю своего срока, — объясняет Осечкин.

По его словам, нужно гуманизировать систему отбывания наказания — разрешать больше свиданий с семьей, обеспечивать социальную жизнь в СИЗО, чтобы не было необходимости в экстренном порядке искать бюджетные средства для адаптации заключенных уже после выхода на свободу» [2].

По статистике, 35–40 % осужденных в первый же год после выхода из колонии вновь совершают преступления.

В этой ситуации нет ничего удивительного, так как многие из них возвращаются в ту же отрицательную среду, в которой жили до тюрьмы.

Алкоголизм семьи, потеря социальных связей, отсутствие работы — все это подталкивает освободившихся заключенных к правонарушениям. Поэтому во избежание этого, общество должно помочь им адаптироваться к вольной жизни.

Два главных вопроса, с которыми сталкивается заключенный при выходе на свободу, — «где жить?» и «куда устроиться на работу?». В исправительных учреждениях отбывающих наказание в виде лишения свободы заранее готовят к предстоящей вольной жизни. Формируют у них правильное отношение к работе, к соблюдению закона, к участию в общественной жизни.

Те осужденные, в поведении и жизненных установках которых происходят ощутимые изменения, получают облегчение режима содержания. Более того, в исправительных учреждениях работают профессиональные училища, где осужденных учат различным специальностям.

Именно поэтому при желании на волю человек может выйти, уже имея профессию, востребованную на рынке труда.

По данным на 2018 год при исправительных учреждениях имеется 283 общеобразовательные организации и 503 их филиалов, 302 профессиональных образовательных учреждений ФСИН России и 404 их структурных подразделений [7].

Однако, как показывает практика, новая жизнь для многих освободившихся так и не начинается.

По статистике, постоянное место работы имеет около 20 % бывших осужденных, еще 55 % живут за счет временных заработков, а 25 % вообще не имеют законного источника доходов. С жилплощадью ситуация не лучше.

Собственное жилье имеют менее половины бывших заключенных, многие живут у родственников, а около 4 % оказываются без определенного места жительства.

Показательно, что многие из этих людей сами не хотят устраиваться на работу. Некоторые специалисты полагают, что такие люди физически не могут изменить свою жизнь, поскольку больны хроническим алкоголизмом с деградацией личности.

Впрочем, у многих освободившихся есть искреннее желание начать новую жизнь. Но при попытке трудоустроиться у бывших заключенных возникают большие трудности.

Хотя большинство из них владеют профессией, которую они получили в колонии, потенциальные работодатели отказывают им в трудоустройстве, как только узнают о судимости. Некоторых работодателей не устраивает отсутствие трудового стажа.

Ведь хотя заключенных и готовят по определенной специальности, но практики они не получают, потому что практиковаться в колонии просто негде [1].

Сильно осложняет социальную реабилитацию осужденных разрыв социальных связей — с семьей, бывшими коллегами, друзьями. Не удивительно, что таким оторванным от общества людям некуда пойти.

Однажды выпав из системы, вернуться в нее очень сложно. Зачастую осужденные утрачивают документы, удостоверяющие личность. А без них невозможно трудоустройство, получение пенсий, социальных пособий, приобретение жилья, регистрация, оформление медицинского полиса.

Но даже в такой ситуации путь к нормальной жизни возможен. Например, в некоторых регионах существуют практика работы Центров социальной адаптации для лиц, освобожденных из мест лишения свободы, которые добиваются определенных успехов в работе с гражданами этой категории.

В учреждении постояльцам не только дают временный ночлег, оказывают медицинскую помощь, психологическую и юридическую помощь, помогают в трудоустройстве, содействуют в оформлении удостоверяющих личность документов, но в первую очередь стараются объяснить и вселить уверенность в том, что они еще могут быть полезны для общества.

Данные учреждения также оказывают содействие в социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы условно-досрочно, в том числе: в решении через органы местного самоуправления вопроса о проживании осужденного, в оказании материальной помощи через органы социальной защиты, в восстановлении утраченных документов, трудоустройстве, либо получении дополнительного профессионального образования через центр занятости населения, а так же в решении иных вопросов в рамках законодательства Российской Федерации [5].

В нынешнем 2018 году в ФСИН поддержали идею института наставников для адаптации бывших заключенных.

Идея создания института наставничества, предполагает, что бывшие заключенные с помощью кураторов будут находить себе на воле честный заработок и реализовывать свои коммерческие, творческие и социальные проекты. Так, личные кураторы помогут решить очень важную проблему, стоящую перед российской системой исполнения наказаний — сокращение количества рецидивов среди освободившихся заключенных.

Эффективная работа по ресоциализации и адаптации бывших осужденных невозможна без усилий со стороны государства, в том числе в виде финансирования и принятия необходимых законодательных актов.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Алексей Кондратьев высказался о необходимости обоснованного законодательного регулирования деятельности по реабилитации и социальной адаптации осужденных с учетом специфики контингента, находящегося в исправительных учреждениях. При этом он отметил, что решение таких вопросов требует тщательной и взвешенной проработки, поскольку служит обеспечению общественной безопасности в государстве.

Руководитель социально-реабилитационного центра некоммерческой организации «Межрегиональный благотворительный фонд помощи заключенным» Сюзанна Кирильчук отметила создание реабилитационного центра для женщин, освобожденных из мест лишения свободы либо имеющих условный срок. Она отметила, что женщинам сложнее после жизни на государственном обеспечении исправительных учреждений вернуться в общество, найти работу и снова обеспечивать себя и свою семью, детей.

Можно затронуть практику правоприменение с учетом зарубежного и отечественного опыта, когда предлагается решить проблему социализации и адаптации осужденных, путем принятия Федерального закона «О мерах по социальной поддержке осужденных и лиц, освобожденных из мест лишения свободы». Подобный законопроект еще в 2012 году был подготовлен авторским коллективом ФКУ НИИ ФСИН России. Основной сутью законопроекта является оказание помощи гражданам, освобожденным из мест лишения свободы в трудовом и бытовом устройстве.

Таким образом, социальная реабилитация и адаптация бывших осужденных, после освобождения из мест лишения свободы — сложный процесс. После отбытия наказания, бывшие осужденные сталкиваются с рядом проблем. Для помощи в решении этих проблем в России распространяется социальная практика создания специализированных центров по реабилитации бывших заключенных.

При этом важно подчеркнуть, что ключевая роль в работе с осужденными принадлежит ФСИН, поскольку у ведомства есть закрепленные в законодательстве полномочия по воспитанию осужденных и постпенитенциарному сопровождению, а также есть исправно функционирующая система.

Именно поэтому необходимо проводить политику в сфере адаптации и ресоциализации бывших осужденных на базе ФСИН.

Литература:

  1. Государство должно активно участвовать в адаптации бывших осужденных [Электронный ресурс]. — URL: http://rapsinews.ru/incident_news/20180123/281724009.html (Дата обращения 21.04.2018).

Источник: https://moluch.ru/archive/208/51126/

Ссылка на основную публикацию