Ограничение свободы как вид уголовного наказания по ук рф на 2018 год, разница с лишением свободы

Особенности назначения уголовного наказания в виде ограничения свободы

PECULIARITIES OF APPOINTMENT OF PUNISHMENT IN THE FORM OF RESTRICTION OF FREEDOM

Evgeniya Permilovskaya

senior lecturer of the department of criminal law and process of the Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov,

Russia, Arkhangelsk

АННОТАЦИЯ

В статье проводится анализ положений действующего уголовного законодательства и постановлений Верховного Суда РФ, регламентирующих вопросы назначения уголовного наказания в виде ограничения свободы, акцентируется внимание на основных особенностях назначения данного наказания.

ABSTRACT

The article analyzes the provisions of the current criminal legislation and decisions of the Supreme Court of the Russian Federation, which regulate the issues of the appointment of criminal punishment in the form of restraint of liberty, focuses on the main features of the appointment of this punishment.

Ключевые слова: уголовное наказание, ограничение свободы, назначение наказания.

Keywords: criminal punishment, restriction of freedom, the appointment of punishment.

Одной из важнейших тенденций современной российской уголовной политики является ее гуманизация, в соответствии с которой происходит сокращение числа осужденных к лишению свободы и расширение сферы применения так называемых альтернативных наказаний. К числу таких наказаний относится ограничение свободы, нацеленное на обеспечение исправления лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, без их изоляции от общества под надзором уголовно-исполнительных инспекций (далее – УИИ).

Ограничение свободы в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ [1], совершенно изменившим его юридическое содержание по сравнению с редакцией, изначально предусмотренной действующим Уголовным кодексом РФ, применяется с 1 января 2010 года.

Анализ данных судебной статистики показывает, что к настоящему времени число лиц, осужденных к ограничению свободы, значительно возросло. Так, если в 2010 г. суд назначил рассматриваемое наказание  в отношении 7 941 человека, то в 2016 г.

количество таких осужденных увеличилось до 25 339 человек [8].

Ограничение свободы относится к числу так называемых смешанных, т.е. назначаемых как в качестве основных, так и дополнительных,  наказаний. В соответствии с ч. 2 ст. 53 УК РФ в качестве основного наказания ограничение свободы назначается на срок от 2 месяцев до 4 лет за преступления небольшой и средней тяжести.

Однако это не исключает возможности его назначения в порядке применения ст. 64 УК РФ лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления. По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ в 2016 г.

к наказанию в виде ограничения свободы за совершение преступлений небольшой тяжести было осуждено 21380 человек, средней тяжести – 3751 человек, тяжких – 196 человек, особо тяжких – 12 человек [9].

В случаях, прямо предусмотренных санкциями статей Особенной части УК РФ, ограничение свободы также может быть назначено на срок от 6 месяцев до 2 лет в качестве дополнительного наказания к принудительным работам и лишению свободы.

В отношении несовершеннолетних осужденных согласно ч. 5 ст. 88 УК РФ ограничение свободы назначается только в качестве основного наказания на срок от 2 месяцев до 2 лет. На это специально обращает внимание Верховный Суд РФ в п. 25 своего Постановления от 1 февраля 2011 г. № 1 [2].

Назначая наказание в виде ограничения свободы, суд должен обязательно установить два ограничения: на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования и на изменение места жительства или пребывания без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными данного наказания. В том случае, когда в приговоре не установлены оба или хотя бы одно из обязательных ограничений, наказание считается фактически не назначенным.

Помимо обязательных суд вправе установить осужденным и иные ограничения, предусмотренные ч. 1 ст.

53 УК РФ: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток; не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования; не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в них; не изменять место работы и (или) учебы без согласия названного выше специализированного государственного органа. Как показывает практика, в полном объеме дополнительные ограничения осужденным назначаются крайне редко. По результатам опроса лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы в г. Архангельске, все дополнительные ограничения установлены судом только в отношении двух человек. Чаще всего судом устанавливались запреты на уход из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток (30,8 % от общего числа респондентов) и на изменение места работы и (или) учебы без согласия названного выше специализированного государственного органа (23,1 % от общего числа респондентов).

Наряду с ограничениями суд возлагает на осужденных обязанность являться для регистрации в орган, исполняющий наказание, с периодичностью от одного до четырех раз в месяц. При этом суд указывает конкретное число явок осужденного в течение месяца, а непосредственно дни таких явок определяют УИИ, исполняющие данное наказание.

Перечень установленных уголовным законом ограничений и обязанностей осужденных, составляющих юридическое содержание наказания в виде ограничения свободы, является исчерпывающим.

Это значит, что суд не может установить в отношении осужденного какие-либо иные ограничения и обязанности помимо тех, которые предусмотрены ст. 53 УК РФ. Однако их объем может меняться в зависимости от характера поведения осужденного в течение срока отбывания им наказания.

По представлению УИИ, исполняющей наказание в виде ограничения свободы, суд может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения.

В соответствии с ч. 6 ст. 53 УК РФ ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Следует отметить, что на практике при назначении рассматриваемого наказания суды нередко допускали ошибки при установлении осужденным ограничений и обязанностей, образующих его содержание. На это указывали в своих трудах  И.В. Соколов [7], М.В. Арзамасцев [4], Т.Н.

Долгих [5] и другие авторы. В связи с необходимостью устранения данных ошибок в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г.

№ 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» [3] обращается внимание на ряд особенностей назначения ограничения свободы.

Прежде всего, Верховный Суд РФ отметил необходимость точного установления территории, за пределы которой осужденному запрещается выезжать или в пределах которой ему запрещается посещать определенные места без согласия УИИ, в том случае, когда ограничение свободы назначается ему в качестве основного наказания.

Таким образом, предполагается, что в приговоре должно быть указано конкретное наименование соответствующего муниципального образования.

При этом, разрешая проблему различного понимания судами пределов муниципальных образований, Верховный Суд РФ пояснил, что если в составе населенного пункта, где осужденный проживает, несколько муниципальных образований, суд вправе установить названные выше ограничения в пределах территории населенного пункта в целом.

В том случае, если сам населенный пункт является частью какого-либо муниципального образования, то ограничения должны устанавливаться в пределах последнего.

Это позволяет применять наказание в виде ограничения свободы к осужденным, живущим и работающим (учащимся) в разных населенных пунктах (или муниципальных образованиях) без необходимости изменения или оставления ими места работы или учебы. К тому же Верховный Суд РФ указал, что все вопросы, связанные с необходимостью выезда осужденных к ограничению свободы за пределы территории соответствующего муниципального образования для осуществления трудовой деятельности либо получения образования вправе разрешать УИИ.

При назначении ограничения свободы в качестве дополнительного наказания к лишению свободы конкретное наименование муниципального образования определяет не суд, а УИИ, в которой осужденный будет поставлен на учет после отбытия основного наказания.

Как уже было сказано выше, ограничение свободы не может быть назначено лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации. Однако в п.

Читайте также:  Истязание: статья 117 ук рф в 2018 году - что такое, уголовная ответственность

20 названного Постановления Верховный Суд РФ замечает, что одно лишь отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания лица не может служить основанием для вывода об отсутствии у него места постоянного проживания на территории РФ.

В этом случае необходимо обращаться к анализу иных данных, характеризующих личность подсудимого, которые могут указывать на его склонность к частой смене места жительства или неспособность обеспечить себе постоянное место проживания, например, в связи с низкой социальной адаптивностью или материальной несостоятельностью [6, с. 43]. Осуществление должным образом надзора за соблюдением такими лицами всех установленных судом ограничений и обязанностей практически невозможно, поэтому назначение им наказания в виде ограничения свободы нецелесообразно.

Достаточно часто в научной литературе поднималась проблема отсутствия в судебных приговорах конкретных характеристик тех мест и мероприятий, которые запрещено посещать (а применительно к мероприятиям – и участвовать в них) осужденным к ограничению свободы.

В связи с этим Верховный Суд РФ пояснил, что при установлении ограничения на посещение определенных мест суд в приговоре должен указывать признаки таких мест (детских учреждений, мест общественного питания, в которых разрешено употребление алкогольных напитков и т.

п.).

Буквальное толкование абзаца 2 п. 20 Постановления от 22 декабря 2015 г. № 58, позволяет сделать вывод о том, что суд при установлении запрета на посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в них, может иметь в виду как все массовые мероприятия, так и только те из них, которые будут препятствовать достижению целей наказания.

Предполагается, что в последнем случае в приговоре должно содержаться указание на форму и характер таких мероприятий. В частности, Верховный Суд РФ отнес к массовым мероприятиям общественно-политические (собрания, митинги, демонстрации и др.), культурно-зрелищные (фестивали, народные гуляния и др.

) и спортивные (олимпиады, спартакиады, соревнования по различным видам спорта и др.).

Постановление Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. № 58 позволило решить и проблему дублирования одних и тех же ограничений и обязанностей осужденных при назначении ограничения свободы по совокупности преступлений или приговоров. Согласно п.

22 Постановления при назначении исследуемого наказания в качестве основного или дополнительного за каждое или некоторые из преступлений, образующих совокупность, его срок необходимо указывать за каждое из таких преступлений, а соответствующие ограничения и обязанности – после назначения окончательного наказания.

Это позволяет «разгрузить» резолютивную часть приговоров и сделать ее более понятной для граждан, не имеющих специальной юридической подготовки.

Однако следует отметить, что не все проблемы, возникающие на практике при назначении судами наказания в виде ограничения свободы, были устранены с принятием названного выше Постановления.

Так, остался неразрешенным вопрос исчисления срока ограничения свободы, назначаемого в качестве дополнительного наказания к лишению свободы, отбываемому условно. Спорный характер сохраняет и возможность назначения рассматриваемого наказания в качестве дополнительного к пожизненному лишению свободы.

  Кроме того, Верховный Суд РФ, характеризуя понятие и виды массовых мероприятий, не разъяснил, что следует понимать под «иными мероприятиями», указанными в ст. 53 УК РФ.

Таким образом, положения уголовного закона об ограничении свободы, а также судебная практика, складывающаяся в процессе его назначения, нуждаются в дальнейшем совершенствовании, что позволит устранить проблемы, возникающие при его исполнении, а следовательно, повысить эффективность рассматриваемого наказания.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 27 декабря 2009 г.  № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 52 (1 ч.). – Ст. 6453.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»  (в ред. от 29 ноября 2016 г.) // Российская газета. – 2011. – 11 февраля.
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» (в ред. от 29 ноября 2016 г.) // Российская газета. – 2015. – 29 декабря.
  4. Арзамасцев М. Вопросы назначения судами уголовного наказания в виде ограничения свободы // Уголовное право. – 2012. – № 3. – С. 4-7.
  5. Долгих Т.Н. Некоторые особенности правового и организационного характера назначения и исполнения уголовного наказания в виде ограничения свободы // Российская юстиция. – 2015. – № 1. – С . 20-23.
  6. Калинина О.М. Ограничение свободы: новые разъяснения судебной практики // Уголовное право. – 2016. – № 2. – С. 42-44.
  7. Соколов И.В. Ограничение свободы как вид уголовного наказания. Диссертация … кандидата юридических наук: 12.00.08. – Уфа, 2012.

Источник: https://sibac.info/conf/jurisprudence/iv/88287

Ограничение свободы как вид уголовного наказания

Начальник филиала
ст. лейтенант внутренней службы А.В. Наумов

Источник: http://uzhur24.ru/?p=6318

Проблемы ограничения свободы как дополнительного наказания

Буранов Г. К., Чиканова А. С. Проблемы ограничения свободы как дополнительного наказания [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 53-55. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/284/14065/ (дата обращения: 17.10.2018).



Современная уголовная политика Российской Федерации направлена на ужесточение мер реагирования за тяжкие и особо тяжкие преступления ввиду их повышенной опасности. Одной из них является введение в санкции за посягательства дополнительных видов наказаний.

Так поступил отечественный законодатель, расширив типовое наказание за убийство (ст. 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 111 УК РФ), похищение человека (ч. ч. 2 и 3 ст. 126 УК РФ), изнасилование (ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 131 УК РФ), террористический акт (ч. ч. 1, 2 и 3 ст.

205 УК РФ) и ряд других опасных преступлений за счет ограничения свободы, назначаемого в качестве дополнительного наказания [3].

В то же время никто не снимал с повестки дня задачу дальнейшей гуманизации российского законодательства, выражающейся, прежде всего, в исправлении осужденного посредством минимального репрессивного воздействия и в обеспечении его надлежащей реабилитации и реинтеграции в общество.

Применительно к дополнительному ограничению свободы сложившиеся тенденции вступили в очевидные противоречия. При его назначении в качестве дополнительного наказания к длительному лишению свободы суд не может предвидеть изменения, которые могут произойти в жизни осужденного за период отбывания основного наказания.

Соответственно суд не может с достаточной точностью определить характер, перечень и главное — целесообразность запретов и обязанностей для отбывания ограничения свободы. Минимум лишения свободы, например, за убийство (ч. 2 ст. 105 УК РФ), за изнасилование (ч. 3 ст. 131 УК РФ), за захват заложников (ч. 3 ст. 206 УК РФ), за бандитизм (ч. 2 ст. 209 УК РФ) — восемь лет.

За этот период объективно станет другим окружающий мир и мировоззрение осужденного. Каким? — при назначении наказания не ясно. Следовательно, ограничение свободы, как отмечает П. В. Тепляшин, будет носить предельно абстрактный характер [2, с. 54].

При таком подходе запреты и правоограничения, образующие его содержание, по отбытии основного наказания создают существенные препятствия, в первую очередь, для трудоустройства.

Так, требование не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, обязательное к назначению судом, ограничивает возможность использования вахтового способа работы, а также достаточно распространенного трудоустройства в соседнем муниципальном образовании.

Для городов федерального значения проблема усугубляется тем, что муниципальными образованиями в них выступают территории, которые социально-экономически и инфраструктурно неразделимы не только между собой, но и более того — с прилегающими территориями других субъектов РФ (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область). Переход на соседнюю улицу, относящуюся к другому району города или субъекту РФ, означает нарушение установленного запрета.

Требование не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток (чаще всего, ночное — с 22 часов до 6 часов) ввиду разнообразия режимов рабочего времени исключает трудоустройство в вечернюю и ночную смену (например, продавцом в магазине, сторожем, таксистом, оператором электростанции).

В сочетании с утратой ранее имевшихся профессиональных навыков, приобретением в местах лишения свободы непрестижных и малооплачиваемых специальностей проблема только осложняется.

Есть и другие недостатки ограничения свободы.

Во-первых, противоречие между положениями Общей части УК РФ об ограничении свободы и санкциями за преступления в Особенной части УК РФ. Часть 6 ст.

53 УК РФ предусматривает, что данное наказание не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации. Более трех десятков санкций в Особенной части УК РФ (ч. 2 ст. 105, ч.ч. 3 и 4 ст. 131, ч.ч. 3 и 4 ст. 132, ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 205, ч.ч.

1 и 2 ст. 205.1, ч.ч. 2, 3 и 4 ст. 206, ч.ч. 1 и 2 ст. 208, ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 209, ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 210, ч.ч. 2 и 3 ст. 211, ч. 3 ст. 221, ст.ст. 275–279 и др.) закрепляют ограничение свободы в качестве безусловного назначения в дополнение к лишению свободы.

Читайте также:  Статья ук рф за избиение человека в 2018 году: что будет, сколько лет дают?

В результате суд, с одной стороны, в силу требований санкций и отсутствия по общему правилу оснований для применения ст. 64 УК РФ обязан назначить ограничение свободы как дополнительный вид наказания, с другой — не имеет на это права, если осужденный относится к одной из указанных категорий лиц.

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/284/14065/

Что такое ограничение свободы по УК РФ. Ограничение свободы как вид уголовного наказания

За совершение каждого правонарушения установлена ответственность. В зависимости от степени тяжести проступка используется конкретная санкция (штраф, исправительные работы, лишение свободы). Чаще используются ограничение и лишение свободы.

Ограничение свободы по УК РФ предполагает комплекс обременений и ограничений, которые осужденный должен исполнять без изоляции от общества, с присмотром за ним специального государственного органа.

К таким ограничениям относятся – запрещение выходить в определенное время из жилья, не бывать в местах проведения общественных мероприятий, изменять место жительства или работу без согласия вышеуказанного органа.

Во время исполнения приговора, субъект должен являться в специализированный государственный орган для регистрации (отметки) установленное судом количество раз. За все время отбывания наказания этот орган осуществляет всесторонний контроль над ним.

Рассматриваемый тип санкции назначается, только если приговоренному лицу достигло 18 лет.  

Ограничение свободы как вид уголовного наказания не применяется к личностям, которые по состоянию здоровья или по иным причинам не могут быть ограничены в своих передвижениях (беременные, инвалиды I и II групп и др.).

При попытке избегания исполнения приговора, суд может поменять не отбытую его часть на принудительные работы или лишение свободы.

Лишение свободы в отличие от ограничения является санкцией, предусматривающей отделение виновного от общества.

Место отбывания определяется исходя из серьезности совершенного правонарушения, возраста виновного, наличия или отсутствия судимостей у подсудимого: колония поселение, воспитательная колония, помещение в лечебное исправительное учреждение, исправительная колония общего, строгого, особого режима и тюрьма. К примеру, если субъект, совершил преступное деяние по неосторожности, то отбывать наказание будет в колонии — поселения.

Срок этого вида уголовной ответственности от двух месяцев до двадцати лет, а в случае осуждения по нескольким статьям срок не может быть более 25 лет, а при совершении преступлений, указанных в ч.5 ст.56 УК РФ не больше тридцати лет.

Место исполнения наказания устанавливается и может быть изменено только судом по причине хорошего поведения, старательного отношения к трудовой деятельности в период исполнения наказания (ст. 78, 140 УИК).

Ходатайствовать об изменении вида наказания можно только после отбытия определённого срока, который установлен законом (срок зависит от тяжести преступления).

Для определения того какой именно срок должен пройти для изменения вида наказания Вам может помочь уголовный адвокат.

Таким образом, рассмотренные виды наказания обладают своими особенностями, которые необходимо соблюдать для того чтобы не усугубить свое положение или положение близких вам людей.

Источник: http://Advokat-Balamutov.ru/sovety-advokata/ugolovnyj-protses/ogranichenie-svobody

Наказание в виде ограничения свободы

В систему карательных санкций уголовного законодательства входит ограничение свободы. Данная мера государственного принуждения была введена в 2009 году и может применяться в качестве основного или дополнительного вида наказания по различным статьям.

Что такое ограничение свободы

Понятие и содержания рассматриваемого варианта санкций содержатся в ст. 53 УК РФ и характеризуются применением следующих ограничений в отношении человека, признанного виновным в совершении преступного деяния:

  1. не покидать определенное судом место проживания или временного пребывания в течение лимитированного времени;
  2. не посещать установленные судом определенные места на территории конкретного муниципального образования;
  3. не выезжать за пределы административно-территориальной границы указанного образования;
  4. не принимать участие в массовых и иных общественных мероприятиях;
  5. не изменять место постоянного или временного проживания, а также место осуществления трудовой деятельности, без согласия специального надзорного органа.

Ключевое правило, которое предусматривает такой порядок исполнения, предусматривает обязанность виновного лица регулярно являться в уполномоченный надзорный орган для регистрации. Периодичность таких визитов устанавливается судом и составляет от одного до четырех раз в течение месяца.

Следовательно, такое наказание не позволяет гражданам реализовывать основные конституционные права, такие как на свободу передвижения, право выбора места проживания и т.д.

Каждое действие при такой санкции требует получение согласия от уполномоченного надзорного органа.

Осуществление запрещенных действий в отсутствие такого обязательного согласия будет являться нарушением режима ограничительных мер.

Одним из способов контроля и надзора за соблюдением установленных запретов является применение специальных технических устройств и средств. В этом случае информация о передвижение и перемещении осужденного будет анализировать надзорным органом и использоваться для ужесточения режима поведения, либо для снятия отдельных запретов.

Как применяется наказание

Статья 53 УК РФ устанавливает базовые правила применения таких мер государственного принуждения. Установление судом наказания в виде ограничения свободы происходит с учетом следующих обстоятельств:ограничительные меры применяются в качестве основной санкции по составам средней и небольшой тяжести, а их срок может составлять от двух месяцев до четырех лет;

при использовании в качестве дополнительного типа санкций ограничение может сопровождать лишение свободы или работы принудительного характера, а срок наказания при этом будет составлять от шести месяцев до двух лет.

Определение конкретного срока санкции входит в компетенцию суда и определяется с учетом всех обстоятельств дела.

Чтобы определить, в чем заключается злостный характер уклонения, необходимо определить последствия и состав наказания за несоблюдение правил статьи 58 УК РФ. За совершения однократных или повторных (в течение года) нарушений режима допускается вынесение:

  1. предупреждения – за первый случай недопустимого поведения;
  2. официального предостережения – при повторном несоблюдение режимных ограничений.

Под злостным характером уклонения, которое предстоит установить суду. понимается:

  1. несоблюдение режима в пределах года после официального вынесения предостережения;
  2. отказ виновного лица от использования специальных технических устройств, позволяющий контролировать его место нахождение и передвижение;
  3. самовольное оставление места проживания, если сведения о нарушителе отсутствуют более 30 суток;
  4. гражданин, не явившийся в органы надзора по предписанию о постановке на учет.

Данные факты позволяют на законном основании осуществить замену на иные меры воздействия.

Кто не подлежит наказанию в виде ограничения свободы

Также закон определяет, что ряд категорий граждан не подлежит привлечению к ответственности такого вида. К ним относятся лица, проходящие военную службу в рядах ВС РФ, иностранцы, а также граждане, не имеющие постоянного места проживания на территории России.

Можно ли снять такую санкцию или отдельные виды ограничений? Да, такую возможность законодательство допускает. Для отмены отдельных видов запретов для граждан, осужденных по приговору, необходимо вынесение представления со стороны уполномоченного надзорного органа.

Такое представление составляется по итогам оценки поведения гражданина, а также соблюдения им условий запретительного режима санкции. Отмена отдельных видов запретов осуществляется в судебном порядке, а полная отмена наказания допускается только по общим правилам УПК РФ, применяемых для условно-досрочного освобождения от исполнения отдельных видов санкций.

До 2013 года ограничительные меры в отношении свободы осужденного выступали только основным видом наказания. Применение в качестве дополнительной санкции после указанного времени свидетельствует об ужесточении уголовного законодательства.

Возможно вам будет интересно

Источник: http://advocate-service.ru/penalties/nakazanie-v-vide-ogranicheniya-svobody.html

Ссылка на основную публикацию
С принятием нового Уголовного кодекса Российской Федерации в системе наказаний произошли серьезные изменения.

В новом УК последовательно реализовывались две общемировые тенденции развития уголовного права: смягчение ответственности за преступления, не представляющие большой общественной опасности и совершенные впервые, с одновременным ужесточением наказания за наиболее опасные и распространенные преступления, а также в отношении рецидива преступлений.

Социально-правовое назначение наказания в виде ограничения свободы. Ограничение свободы представляет собой новый вид наказания, ранее не известный уголовному и уголовно-исполнительному праву России. Оно предусмотрено ст. 44, 53 УК РФ и применяется как основное наказание.

Очевидно, что расширение видов наказания, альтернативных лишению свободы, выступает одним из основных направлений гуманизации пенитенциарной политики в России. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении и ограничении прав и свобод этого, при этом уголовно-исполнительное законодательство не может усиливать карательный потенциал наказания, предусмотренный уголовным законом.

Ограничение свободы входит в группу наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Как и все виды уголовных наказаний, ограничение свободы должно дифференцировать ответственность осужденных за совершенное преступление и обеспечивать достижение целей наказания.

Суд, назначая уголовное наказание, может выбрать из них то, которое в большей степени соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного. Наряду с этими общими для наказаний целями, ограничение свободы имеет свое, только ему присущее, предназначение.

Прежде всего, ограничение свободы представляет собой альтернативу лишению свободы и тем самым призвано содействовать снижению его применения, особенно по отношению к лицам, совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности (небольшой и средней тяжести).

Ограничение свободы в предусмотренных законом случаях выступает в виде уголовно-правового средства, стимулирующего позитивное поведение осужденных. При лишении свободы совокупность лишений и ограничений прав осужденных такова, что это позволяет говорить об определенной степени изоляции осужденного от общества.

При исполнении ограничения свободы изоляции в том объеме, который присущ лишению свободы, нет. Вместе с тем при ограничении свободы также затрагивается личная свобода осужденного, возможность распоряжаться собой, свобода передвижения, выбора места жительства и места пребывания.

Осужденный к ограничению свободы, так же как и при лишении свободы, отрывается от своего прежнего социального окружения, семьи, коллег по работе и помещается в исправительный центр, где на него распространяется принудительный режим и где его поведение регламентируется нормами права.

Читайте также:  Разглашение коммерческой тайны: ответственность в 2018 году

Ограничение свободы выполняет роль своеобразного средства адаптации осужденных после отбытия длительных сроков лишения свободы, является переходом от условий изоляции от общества к свободе и к жизни в повседневных условиях. Согласно ст.

53 УК РФ, ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Ограничение свободы назначается: а) лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющим судимости, — на срок от одного года до трех лет; б) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, — на срок от одного года до пяти лет. В случае замены обязательных работ или исправительных работ ограничением свободы оно может быть назначено на срок менее одного года. В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к ограничению свободы, оно заменяется лишением свободы на срок ограничения свободы, назначенного приговором суда. При этом время отбытия ограничения свободы засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день ограничения свободы.

Ограничение свободы не назначается лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

К ограничению свободы осуждаются лица, обладающие разной степенью общественной опасности и криминальной активности. Поэтому нормы уголовно-исполнительного законодательства устанавливают раздельное или отдельное содержание различных категорий осужденных.

Так, осужденные, которым ограничение свободы назначено в порядке замены более мягким видом наказания, и осужденные к ограничению свободы по приговору суда, как правило, не могут содержаться в одном исправительном центре.

Исключение из этого правила может быть обусловлено производственными причинами, в частности потребностями в тех или иных специалистах из числа осужденных либо ограниченностью числа мест в том или ином исправительном центре.

В целях предупреждения совершения преступлений и обеспечения правопорядка осужденным запрещается приобретать, хранить и использовать предметы и вещества, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных центров. Перечень запрещенных предметов и веществ охватывает две группы.

Первая — это предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота либо ограниченные в гражданском обороте на основании ст. 212 ГК РФ. В их числе — радиоактивные материалы, огнестрельное оружие, наркотические и сильнодействующие вещества и т. д.

Вторая — это предметы и вещества, запрет приобретения, хранения и использования которых обуславливается интересами обеспечения правопорядка в местах ограничения свободы. Они устанавливаются Правилами внутреннего распорядка исправительных центров и включают в себя, например, спиртные напитки, колюще-режущие предметы и т. п.

При поступлении осужденных в исправительный центр им предоставляется информация о порядке и условиях отбывания ограничения свободы, которая включает в себя и сведения о предметах и веществах, запрещенных к приобретению, хранению и использованию осужденными. Подводя итог вышеизложенному отметим, что при исполнении ограничения свободы ограничивается его личная свобода во всем многообразии ее составляющих. Но в отличие от лишения свободы степень ее ущемления не столь выражена и состоит в помещении в специально созданное учреждение, исполняющее наказание, — исправительный центр, в ограничении передвижения осужденного пределами исправительного центра, в проживании, как правило, в общежитии.

Однако, и сама система наказаний, закрепленная в законодательстве, и существующая правоприменительная практика, не создают в полной мере, реальной альтернативы лишению свободы, т.к. выполнение, например, такого вида наказания как ограничение свободы в настоящий период весьма затруднено и будет оставаться таким еще какое-то время.