Фиктивная регистрация: ст. 322.2, 322.3 ук рф в 2018 году — что такое, ответственность

Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию

21 декабря 2013 года принят Федеральный закон № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу 3 января 2014 года. Данным законом введены новые понятия уголовно-наказуемых деяний: «фиктивная регистрация» и «фиктивная постановка на учет».

Так, под фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства понимается регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Фиктивная регистрация по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства – это регистрация указанных лиц по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания;

Под фиктивной постановкой на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении понимается постановка указанных лиц на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.

Федеральным законом № 376-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации внесены следующие изменения:

Уголовный кодекс РФ дополнен статьей 322.

2 (фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивная регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации), а также статьей 322.3 (фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации).

За совершение данных деяний предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительных работ на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

При этом необходимо иметь в виду, что лицо, совершившее какое-либо из указанных преступлений, освобождается от уголовной ответственности при условии, что оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 150 УПК РФ расследование преступлений, предусмотренных статьями 322.2, 322.3 УК РФ, относится к компетенции дознания.

С момента вступления в силу указанного федерального закона подразделениями дознания Краснодарского края  привлечено к уголовной ответственности по статье 322.2 УК РФ два гражданина, по ст. 322.3 УК РФ шесть граждан.

Так, ОП (Адлерский район) УВД по г. Сочи в феврале текущего года было возбуждено уголовное дело по ст. 322.3 УК РФ в отношении гражданки РФ, которая, являясь собственником домовладения в Адлерском районе г.

Сочи, в январе 2014 года осуществила фиктивную постановку на миграционный учёт в отделе УФМС России по Краснодарскому краю в Адлерском районе города Сочи четырёх граждан Турции, без их намерения пребывать по указанному адресу, а также без намерения предоставить им помещение для пребывания.

Своими умышленными действиями, непосредственно направленными на фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации, гражданка РФ лишила возможности ОУФМС России по Краснодарскому краю в Адлерском районе г.

Сочи осуществлять контроль за соблюдением указанными гражданами правил миграционного учета и их пребывания на территории Российской Федерации. За  фиктивную постановку на миграционный учёт в отделе УФМС России по Краснодарскому краю суд приговорил виновную к наказанию в виде штрафа в размере 100 тысяч рублей.

Источник: https://23.xn--b1aew.xn--p1ai/Korzina/fictitious_registration

«Адвокаты России, Профессионалы своего дела. Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию по месту жительства»

С января 2014 года в России ввели уголовную ответственность за «фиктивную» регистрацию по месту жительства.

3 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данный закон дополнил Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях.

После вступления закона в законную силу, возбуждено множество уголовных дел, как на граждан которые за деньги, или по доброте душевной, регистрировали у себя в квартире граждан. Так и на граждан, которые «купили» такую фиктивную регистрацию.

В законе есть четкое разъяснение, что такое «фиктивная регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства»:

1. регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации

2. регистрация гражданина РФ в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении.

3. регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

В Уголовный Кодекс РФ так же была добавлены новые статьи: 322.2, 322.3 УК РФ.

Теперь, за фиктивную регистрацию, гражданина РФ могут осудить к штрафу от 100 тысяч  до 500 тысяч рублей, либо к принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишить свободы на срок до 3 лет.

А вот за «продажу» регистрации иностранному гражданину, или лицу без гражданства, предусмотрено следующее наказание: штраф в размере от 100 тысяч до 500 тысяч, либо принудительные работы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до 3 лет.

Избежать уголовной ответственности по данным статьям возможно, если «…гражданин будет способствовать раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления…».

К уголовной ответственности, по данным статьям привлекаются не только те граждане, которые совершили данное преступление (представили фиктивную регистрацию) после вступления в силу закона, но так же и те, кто представлял и получал фиктивную регистрацию до января 2014 года.

Хотелось бы отметить, что для привлечения к уголовной ответственности по данным статьям, в действиях гражданина должен быть установлен «прямой умысел» на совершение этого преступления.

Если в отношении Вас возбудили уголовное дело по ст. 322.2, 322.3 УК РФ, не отчаивайтесь, при оказании качественной профессиональной адвокатской помощи, уголовное дело может быть прекращено по реабилитирующим основания.

Подписывайтесь на наши новости , что бы не пропустить образцы документов и интересные статьи.

© С уважением адвокат — Садофеева Елена Михайловна, 2015г.

Остались вопросы? звоните +7-921-392-91-03

Поделитесь информацией с друзьями

Источник: http://advocaterus.pro/informatsia/registratcia.html

Ст 322 3 ук рф с комментариями лебедева

УК РФ, гражданином, фиктивно представляющим «принимающую сторону», является время подачи им в орган миграционного учета уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства.

С момента окончания совершения гражданином данного действия преступление считается оконченным.

Как следует из материалов дела, уведомления о прибытии иностранных граждан были поданы подсудимым в УФМС р-ну Бутырский по г. Москве

  • 13 февраля 2013 г. – в отношении гражданина республики Узбекистан Уразова А.Н.
  • 03 сентября 2013 г. – в отношении гражданина республики Молдова Ютиш И.Г.

Как следует из сведений, представленных УФМС в ходе дознания, указанные иностранные граждане были поставлены на учет по месту пребывания в жилом помещении по адресу: Москва, ул. Яблочкова 43-В, кв.41 в следующие даты . Срок пребывания каждого из них истекал в 20 г. В соответствии с ч. 1 ст.

Ст. 322.3 ук рф с комментариями

ВниманиеСостав преступления формальный. Деяние окончено с момента фиктивной постановки на учёт. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что осуществляет фиктивную постановку на учёт, и желает её совершить.

Как и в предыдущем случае, состав преступления будет отсутствовать, например, в тех случаях, когда лицо невнимательно работало с документами, допустило технические ошибки. Субъект преступления также общий, поскольку законодатель и применительно к рассматриваемому составу преступления не устанавливает дополнительные признаки его субъекта.

Однако Законом полномочия и обязанность по постановке на учёт иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации возложены на органы миграционного учёта.

Позиция защиты по обвинению в фиктивной регистрации (ст.322.3 ук рф)

Как мы работаем?

  • 1 Оставьте вопрос или позвоните нам.
  • 2 Мы перезвоним и бесплатно расскажем как решить проблему.
  • 3 При необходимости изучим документы и начнем работу над Вашим делом.
  • 4 Предоставим полное юридическое сопровождение и выиграем дело!

Пример: Дом оформлен на меня, но я там жить не буду, в нем будет проживать и прописан мой дед постоянно. Как оформить коммунальные услуги на него и кто будет их оплачивать?? Город Имя Телефон Спасибо! Ваша заявка принята, в ближайшее время с вами свяжется наш специалист. Законодательство РФ [Уголовный кодекс РФ] [Глава 32] [Статья 322.3] ← Комментарий к ст.
322.2 → Комментарий к ст.

Статья 322.3 ук рф – когда мечтаешь о лишении свободы

Действия подсудимой С.Ю.И. суд квалифицирует по ст. 322.3 УК РФ, как совершение фиктивной постановки на учет иностранного гражданина по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации. При назначении наказания подсудимой С.Ю.И.

, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, которое относится к категории небольшой тяжести, данные о личности подсудимой, которая вину по предъявленному обвинению полностью признала и раскаялась в содеянном, положительно характеризуется по месту жительства и по месту работы, имеет неоднократные поощрения по месту работы, а также родственника, страдающего тяжкими заболеваниями, за которым осуществляет уход.

ВажноС.Ю.И. от уголовной ответственности на основании пункта 2 Примечания к ст. 322.3 УК РФ и ст. 76.2 УК РФ.

С учетом конкретных обстоятельств совершения преступления, его характера и степени общественной опасности, исследованных данных о личности подсудимой, ее отношения к содеянному, смягчающих наказание обстоятельств, принимая во внимание влияние назначенного наказания на исправление подсудимой и условия жизни ее семьи, ее имущественное положение, суд приходит к выводу о назначении подсудимой С.Ю.И. наказания в виде штрафа. При этом указанную выше совокупность смягчающих подсудимой наказание обстоятельств, с учетом ее поведение после совершения преступления, заключающегося в осознании противоправности содеянного и раскаянии в содеянном, а также ее социального и материального положение — суд находит исключительной, существенно уменьшающей степень общественной опасности совершенного С.Ю.И.

Такой учёт является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции. Порядок осуществления миграционного учёта предусмотрен Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»и Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 «О порядке осуществления миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». СЗ РФ. 2006. N 30. ст. 3285.СЗ РФ. 2007. N 5. ст. 653. Федеральным законом от 21.12.2013 N 376-ФЗ) Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Примечания. 1.

Читайте также:  Угон автомобиля: статья 166 ук рф в 2018 году, сколько дают, наказание

В остальных случаях наступает уголовная ответственность в соответствии со ст. 322 прим. 3 УК РФ. Следует помнить, что должностные лица далеко не всегда привлекаются к уголовной ответственности по данной статье. Всё зависит от того:

Источник: http://territoria-prava.ru/st-322-3-uk-rf-s-kommentariyami-lebedeva/

Фиктивная регистрация по месту жительства

Последствия фиктивной регистрации по месту жительства

Порядок установления факта фиктивной регистрации

Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию по месту жительства

Административная ответственность за фиктивную регистрацию

Понятие «фиктивной регистрации» для иностранных граждан и лиц без гражданства содержится в Федеральном законе от 18.07.

2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», для граждан Российской Федерации – в Законе РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Фиктивная регистрация по месту пребывания или по месту жительства – это регистрация гражданина Российской Федерации или иностранного лица по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Последствия фиктивной регистрации

В случае выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства уполномоченным органом принимается решение о снятии такого гражданина с регистрации по месту жительства без непосредственного участия гражданина.

Снятие гражданина РФ с учета заключается в проставлении в карточках регистрации по форме N 9 (или домовых (поквартирных) книгах штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства.

Снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства включает в себя внесение соответствующих сведений в вид на жительство или в разрешение на временное проживание данного иностранного гражданина, а также в учетные документы органа миграционного учета и в государственную информационную систему миграционного учета.

Порядок установления факта фиктивной регистрации

Приказом ФМС России от 09.12.

2014 N 649 утвержден Порядок установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован, и Порядок установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении.

В соответствии с вышеуказанными порядками факт фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина признается установленным в случаях, если имеется подтверждение, что иностранный гражданин зарегистрирован по месту жительства:

  1. На основании представленных заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации.
  2. Без намерения проживать в соответствующем жилом помещении.
  3. Без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить ему это помещение для проживания.

Основанием для начала проверки является получение сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированными к ФМС России, работниками территориальных органов ФМС России соответствующей информации при:

  1. Предоставлении государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации.
  2. Выездной (выездной совместной) проверке соблюдения иностранными гражданами режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, а также иностранными гражданами и гражданами Российской Федерации правил миграционного учета.
  3. Рассмотрении обращений граждан, в том числе коллективных, юридических лиц, содержащих информацию о квартирах (жилых домах, комнатах), где проживают иностранные граждане, а также о лицах, предоставляющих квартиры (жилые дома, комнаты) для проживания иностранным гражданам.
  4. Получении в рамках информационного взаимодействия с МВД России и другими правоохранительными органами сведений о нарушениях законодательства Российской Федерации о миграционном учете.

В целях установления факта фиктивной регистрации проводятся следующие мероприятия:

  • Проводится проверка иностранного гражданина по учетам ЦБД УИГ ФМС России (Центральный банк данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом).
  • Проводится опрос иностранного гражданина, в отношении которого имеются основания полагать, что он фиктивно зарегистрирован по месту жительства, а также нанимателя (собственника) жилого помещения, других лиц, проживающих в данном жилом помещении. Результаты опроса оформляются протоколом опроса, в котором указываются место и время проведения опроса, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) сотрудника, проводившего опрос, персональные данные и реквизиты документа, удостоверяющего личность опрашиваемого лица.
  • Запрашивается информацию о договоре социального найма, договоре найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшем государственную регистрацию договоре или ином документе, выражающем содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельстве о государственной регистрации права на жилое помещение в полномочном в сфере жилищных отношений органе и (или) органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При получении данных, свидетельствующих о наличии признаков фиктивной регистрации, в течение 3 рабочих дней выносится мотивированное заключение об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства и снятии иностранного гражданина с регистрации по месту жительства.

Иностранному гражданину, в отношении которого установлен факт фиктивной регистрации по месту жительства, копия заключения вручается лично (по возможности) под роспись, либо копия заключения направляется по адресу его фиктивного места жительства (места пребывания).

Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию по месту жительства

Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию по месту жительства установлена статьей 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с данной статьей к уголовной ответственности за фиктивную регистрацию по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации могут привлекаться как гражданине РФ так и иностранные граждане, а также лица без гражданства.

За фиктивную регистрацию предусмотрен штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Уголовная ответственность также установлена за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации (статья 322.3 УК РФ).

За совершение данного преступления предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Примечанием к данной статье установлено, что лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Административная ответственность за фиктивную регистрацию

В случае, если действия граждан, осуществивших фиктивную регистрацию не образует состав уголовного преступления, они привлекаются к административной ответственности.

За нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность по ст. 18.8 КоАп России.

Административный штраф за фиктивную регистрацию по месту жительства – от 2 до 5 тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. При аналогичном нарушении, совершенном в г.

Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, предусмотрен штраф в размере от 5 000 до 7 000 рублей (с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового).

За нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, (ст. 19.15.

2 КоАП России) предусмотрен штраф на граждан в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от 2 тысяч до 5 тысяч рублей; на должностных лиц — от 25 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 250 тысяч до 750 тысяч рублей.

Если такое нарушение совершено в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, предусмотрен штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Подготовлено «Персональные права.ру»

Источник: http://personright.ru/registratsiya-fms/289-fiktivnaya-registratsiya-po-mestu-zhitelstva.html

Новыми статьями 322.2 и 322.3 УК вводится уголовная ответственность для владельцев «резиновых квартир» — новости Право.ру

Совет Федерации сегодня одобрил поправки в Уголовный кодекс и КоАП РФ, устанавливающие уголовную ответственность за фиктивную регистрацию и ужесточающие санкции за ее отсутствие, сообщает пресс-служба СФ.

Проект закон об уголовной ответственности за нелегальную миграцию был внесен в Госдуму в январе 2013 года президентом РФ Владимиром Путиным. В феврале Госдума приняла в первом чтении этот законопроект, однако ко второму и третьему чтению вернулась только в конце года.

Согласно документу, в УК РФ появились две новые статьи 322.2 и 322.3. За фиктивную регистрацию россиян и иностранцев по месту пребывания («временная регистрация») и по месту жительства («прописка») будет грозить штраф от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или лишение свободы до 3 лет. Фиктивной считается регистрация, основанная на заведомо ложных сведениях.

При этом закон освобождает от ответственности за отсутствие регистрации по месту пребывания тех граждан, которые зарегистрированы и проживают в различных населенных пунктах на территории одного субъекта РФ. Это же правило действует в отношении Москвы и Подмосковья, Петербурга и Ленинградской области.

Также разрешается проживание по месту пребывания или по месту жительства без регистрации супругам, детям, в том числе усыновленным, родителям, в том числе приемным, супругам родителей, бабушкам, дедушкам или внукам нанимателей (собственников) жилья, прописанного в нем. Однако лица, состоящие в гражданском браке, под эти нормы не подпадают.

На оформление регистрации или прописки у граждан будет 90 дней с момента приезда в новое помещение, если они самостоятельно этого не сделают, то уведомить орган регистрационного учета будет должен собственник или наниматель помещения. На это ему отводится три дня. Искать нарушителей будут сотрудники ФМС и органов внутренних дел.

Кроме того, вводятся поправки в КоАП РФ об ответственности за проживание гражданина России без регистрации или разрешение на такое проживание нанимателем или собственником жилья. Проживающему будет грозить штраф в 2-3 тыс.

Читайте также:  Отличие грабежа от разбоя: в чем разница на 2018 год?

рублей, а собственникам или нанимателям этого помещения — физлицам — 2-5 тыс. рублей, юрлицам — 250-700 тыс. рублей. В Москве и Санкт-Петербурге штрафы будут выше: для «съемщиков» жилья — 3-5 тыс. рублей, собственников — 5-7 тыс.

рублей, а для юрлиц — 300-800 тыс. рублей.

За несвоевременное уведомление о проживании человека в квартире или доме вводится штраф для граждан в размере 2-3 тыс. рублей, для юрлиц —  4-7 тыс. рублей.

Аналогичным будет взыскание и за предоставление чиновникам заведомо ложных сведений или подложных документов, если в этом не найдут признаки уголовного деяния. В Москве и Санкт-Петербурге: 3-5 тыс.

рублей для граждан, и 7-10 тыс. рублей для юрлиц.

С текстом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» можно ознакомиться здесь.

  • Миграция, Законодательство
  • Совет Федерации, ФМС РФ
  • Владимир Путин

Источник: https://pravo.ru/news/view/99856/

Фиктивная постановка на миграционный учет: практика применения статьи 322.3 ук рф

УДК 343.353

Фиктивная постановка на миграционный учет: практика применения статьи 322.3 УК РФ

Т.Н. УТОРОВА — старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии ВИПЭ ФСИН России

В статье рассматриваются вопросы противодействия незаконной миграции, а также проблемы уголовно-правовой квалификации деяний в этой сфере. Дается анализ практики применения статьи 322.3 УК РФ, рассматривается соотношение норм об уголовной и административной ответственности за деяния, связанные с фиктивной постановкой на миграционный учет.

Ключевые слова: незаконная миграция; фиктивная постановка на миграционный учет; уголовная ответственность; административная ответственность.

Fictitious migration registration: application practice of the Article 322.3 of the Criminal Code of Russia

T.N. UTOROVA — Senior Lecturer of the Department of Criminal Law and Criminology of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia

The article deals with the problem of illegal migration, there are some problematic issues of criminal legal qualification of the acts in this area. Special attention is devoted to the analysis of practice under Article 322.3 of the Criminal Code of Russia, the relationship norms of criminal and administrative liability for acts related to the fictitious migration registration.

Key words: illegal migration; the dummy migration registration; criminal liability; administrative responsibility.

С 3 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.12.2013 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1, которым действующий УК РФ был дополнен двумя статьями:

— ст. 322.2, устанавливающей уголовную ответственность за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении и фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении;

— ст. 322.3, устанавливающей уголовную ответственность за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации.

Криминализация соответствующих деяний связана с тем, что в последнее время значительно возросло количество адресов, по которым граждане, как российские, так и иностранные, регистрируются фиктивно, то есть без намерения реально проживать в соответствующих помещениях.

Объективная сторона ст. 322.3 УК РФ состоит из трех альтернативных действий:

— постановка на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании предоставления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов;

— постановка без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях;

— постановка без намерения принимающей стороны предоставить помещения для пребывания (проживания).

На практике первая из указанных форм не должна вызывать сложностей в квалификации в связи с тем, что понятие «ложность» имеет достаточное теоретическое и практическое толкование.

Относительно второй формы, во-первых, могут возникнуть трудности доказывания отсутствия намерения иностранного гражданина проживать в помещении. При этом такой умысел должен появиться до постановки на миграционный учет.

Во-вторых, постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания.

Обязанность временно пребывающего иностранного гражданина по постановке на учет заключается в передаче принимающей стороне документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционной карты.

Принимающая сторона на основании представленных документов в установленный срок обязана заполнить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и направить данные документы в орган миграционного учета.

Фактически иностранный гражданин принимает участие в постановке на учет, передавая документы принимающей стороне.

Возникает вопрос, достаточно ли для привлечения иностранного гражданина к уголовной ответственности его намерения не проживать по заявленному адресу либо требуется и намерение принимающей стороны не предоставлять помещение, следует ли в таком случае одновременно привлекать к уголовной ответственности иностранного гражданина и принимающую сторону. Отметим, что постановка без намерения принимающей стороны предоставить помещения для пребывания (проживания) выделена законодателем в отдельную форму фиктивной регистрации.

На практике суды, установив отсутствие такого намерения у иностранного гражданина и у принимающей стороны, привлекают к уголовной ответственности только принимающую сторону, действиям же иностранного гражданина ни административной, ни уголовно-правовой оценки не дается.

В-третьих, учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета. Постановка на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом ми-

грационногоучета уведомлений о прибытии в место пребывания2.

Из указанных норм непонятно, что в себя включает объективная сторона — юридический акт фиктивной постановки на учет, осуществляемый должностным лицом, или представление на регистрацию документов гражданином и образуют ли действия иностранного гражданина и принимающей стороны оконченный состав при постановке на учет посредством почтового отправления.

Третья форма фиктивности, которая связана с отсутствием у принимающей стороны намерения предоставить помещение для пребывания, также трудна в доказывании, однако имеется возможность объективной оценки в случае отсутствия фактической возможности размещения иностранного гражданина (например, на малой площади поставлено на учет единовременно большое количество иностранных граждан).

Следует отметить, что ответственность за фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания предусмотрена еще и ст. 19.27 КоАП РФ (предоставление ложных сведений при осуществлении миграционного учета), а также ч. 3 ст. 327 УК РФ (использование заведомо подложного документа).

Несмотря на непродолжительное время действия статьи, отсутствие толкования со стороны высших судебных органов, она активно применяется. Так, по сведениям ФМС России, за 8 месяцев 2014 г. к уголовной ответственности привлечено 248 лиц, из них 4 в Северо-Западном федеральном округе (Мурманская область и Республика Коми).

Все изученные нами в ходе проведенного исследования приговоры по ст. 322.

3 УК РФ3 вынесены по фактам фиктивной постановки на учет по месту пребывания без намерения принимающей стороны предоставить иностранным гражданам помещения, при этом все иностранные граждане не намеревались проживать в регистрируемых помещениях. Приговоров в отношении иностранных граждан, вставших на учет без намерения проживать по месту пребывания, либо в отношении должностных лиц нами не обнаружено.

Только в 13 из 55 проанализированных приговоров фигурируют по два и более эпизода фиктивной постановки на учет по месту пребывания, в остальных же решениях при вменении одного эпизода преступной деятельности речь идет о постановке на учет двух и более лиц, при этом в большинстве случаев постановка таких лиц осущест-

влялась не единовременно, а в течение продолжительного периода. При этом в данных делах суд поддержал квалификацию органов предварительного расследования. Так, 28 февраля 2014 г. по ст. 322.3 УК РФ осуждена О., которая в разные дни за период с 12 января по 5 июля 2013 г. фиктивно поставила на учет по месту пребывания десять граждан Республики Узбекистан и гражданина Республики Киргизия4.

В большинстве случаев при квалификации нескольких фактов фиктивной постановки на миграционный учет как единого продолжаемого преступления либо нескольких продолжаемых преступлений мотивировка в приговорах не приводится.

Исходя из понимания продолжаемого преступления, высказанного высшим судебным органом5, таковым является преступление, складывающееся из ряда тождественных преступных действий, направленных к общей цели и составляющих в своей совокупности единое преступление.

Эпизоды, образующие продолжаемое преступление, даже если они содержат в себе признаки отдельного преступления, самостоятельного значения не имеют, поскольку являются лишь этапами в реализации единого определенного умысла.

Поэтому продолжаемое преступление является оконченным с момента совершения последнего из тождественных деяний при «жесткой конкретизации желаемого результата»6.

При неконкретизированном умысле, когда нет четкого представления о едином преступном результате, у лица возникает умысел на совершение конкретных преступных эпизодов, которые подлежат самостоятельной квалификации.

По нашему мнению, неверно квалифицировать как единое продолжаемое преступление несколько разрозненных фактов фиктивной постановки на учет, если виновный не имеет четкого представления о количественных параметрах преступного результата, к тому же в таком случае невозможно вменить оконченное преступление.

В шести случаях выявлена противоположная позиция, когда фиктивная постановка каждого иностранного гражданина квалифицируется в качестве самостоятельного преступления. Например, 27 июня 2014 г.

Городецким городским судом Нижегородской области по шести эпизодам осуждена В., которая за период с 17 мая 2013 г. по 14 января 2014 г.

осуществила фиктивную постановку на миграционный учет шести иностранных граждан, причем единовременно ставила

по два человека. При этом действия В. по первым четырем эпизодам, совершенным в

2013 г., суд квалифицирует по ч. 1 ст. 322.1 УК РФ (организация незаконного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации); по пятому и шестому эпизодам, совершенным в 2014 г., — по ст. 322.3 УК РФ (фиктивная постановка на учет иностранного гражданина по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации)7.

Как видим, судебные органы действия по фиктивной постановке на учет в одних случаях квалифицируют по ст. 322.1 УК РФ, в других — по ст. 322.3 УК РФ.

Так, в приведенном выше приговоре Городецкого городского суда Нижегородской области разграничение проведено по времени совершения преступления: фиктивная постановка на миграционный учет, произведенная до внесения изменений в УК РФ, квалифицирована по ст. 322.1 УК РФ, а с 3 января 2014 г. — по ст. 322.3 УК РФ.

В других случаях действия, совершенные до 3 января 2014 г. и квалифицированные органами предварительного расследования как организация незаконной миграции, суды переквалифицируют на ст. 322.3 УК РФ со ссылкой на обратную силу закона, улучшающую положение подсудимого8.

По нашему мнению, действия по фиктивной регистрации не образуют состава организации незаконной миграции, и до 3 января

2014 г. они не были криминализированы, ответственность за фиктивную регистрацию наступала по ст. 19.27 КоАП рФ.

Для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту организации незаконной миграции необходимо установление факта незаконного нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации, который должен быть подтвержден в том числе и решением суда, то есть привлечением к административной ответственности.

Исходя из ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»9 незаконно находящимися в Российской Федерации являются иностранные граждане или лица без гражданства:

— въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил;

— не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (документы, удостоверяющие личность, миграционная карта, виза);

— утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в органы исполнительной власти;

Читайте также:  "красная" зона - что это такое в 2018 году? чем отличается от "черной"?

— уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания в ней;

— нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации и оставшиеся в силу этого обстоятельства на ее территории.

Иностранные граждане, постановка которых на миграционный учет была осуществлена фиктивно, являются законно находящимися на территории Российской Федерации, организовать незаконную миграцию законно находящихся в стране иностранных граждан невозможно.

Так, суд апелляционной инстанции при пересмотре приговора Волоколамского городского суда Московской области от 02.12.2013 г. оставил оправдательный приговор без изменения, указав, что «иностранные граждане, которых А.

поставил на миграционный учет в ОУФМС России по Московской области в Волоколамском районе, находились на территории Российской Федерации на законных основаниях, поскольку в Россию они въехали по официальным документам, удостоверяющим личность, имея миграционные карты, предоставляющие им право пребывания в Российской Федерации в течение 90 суток.

Как усматривается из диспозиции части 1 статьи 322.1 УК РФ, обязательным элементом состава преступления является пребывание иностранных граждан в Российской Федерации незакон-но»10.

Из анализа назначенных судами наказаний по изученным нами приговорам следует, что самым распространенным является штраф, лишь в четырех случаях судом было назначено лишение свободы условно в связи с наличием прежней судимости.

Несмотря на то что санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа от ста до пятисот тысяч рублей, нами не обнаружен ни один приговор с размером штрафа свыше ста тысяч рублей даже при сложении преступлений. Штрафы назначаются ниже низшего предела.

При этом только в пяти из изученных приговоров штраф назначен в размере ста тысяч рублей. При назначении штрафа на его размер не влияет количество мигрантов.

Так, за постановку и одного иностранного гражданина, и пятидесяти шести было назначено наказание в виде штрафа в размере ста тысяч рублей11.

В то же время по ст. 19.

27 КоАП РФ для иностранного гражданина, предоставившего ложные сведения относительно намерения пребывать (проживать) в помещении, предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от двух до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового, а для принимающей стороны, физического лица, — в размере от двух до пяти тысяч рублей. При этом административная ответственность наступает за предоставление ложных сведений в отношении каждого иностранного гражданина в отдельности. С учетом того, что КоАП РФ не предусматривает частичного сложения либо

поглощения наказания, назначение наказания ниже низшего, окончательный размер наказания, в отличие от УК РФ, напрямую зависит от количества мигрантов.

Таким образом, в настоящее время фактически за одни и те же действия предусмотрена и уголовная, и административная ответственность, причем размер штрафа, согласно КоАП РФ, за фиктивную постановку на учет нескольких иностранных граждан назначается в больших размерах. Вред, наносимый фиктивной постановкой на миграционный учет, более соответствует административному правонарушению, и введение уголовной ответственности является излишним.

| ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: СЗ РФ. 2013. № 51. Ст. 6696.

2 См.: Федеральный закон от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Ст. 21-22 // СЗ РФ. 2006. № 30. Ст. 3285.

3 Изучены 55 решений судов различных уровней следующих субъектов: Московская область — 32, Ленинградская область — 1; Белгородская область — 1, Удмурдская Республика — 1; Омская область — 1; Воронежская область — 1; Ставропольский край — 1; Ханты-Мансийский автономный округ — 1; Ульяновская область — 1; Республика Татарстан — 1; Нижегородская область — 5; Республика Башкортостан — 2; Калужская область — 5; Самарская область — 2.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/fiktivnaya-postanovka-na-migratsionnyy-uchet-praktika-primeneniya-stati-322-3-uk-rf

Ходовая статья 322.3

Есть в нашей уважаемой полиции такое понятие- ходовые преступления. Это некие преступления небольшой тяжести и малой общественной опасности, которые совершаются в обществе массово.

Поскольку обычные люди, порой даже не понимают, что своими действиями они совершают что-то  уголовно наказуемое, а если и понимают, то идут на преступление на авось, с целью избежать бюрократического ада или просто немного заработать, наша уважаемая полиция успешно рубит на этих делах «палки», что позволяет им и далее заниматься очковтирательством, писать начальству радостные отчеты. Хулигана еще нужно поймать, а здесь добыча сама идет в руки и при этом самозабвенно кается и все признает.

В свое время, ходовой статьей была 200 УК РФ, которая предусматривала уголовную ответственность за обман потребителей.

Охота сотрудников, тогда еще милиции, на работников торговли проводилась  в огромных масштабах, с применением оперативной смекалки, то есть с явными обманом и подставами бедных продавщиц самими же милиционерами. Но, это уже в прошлом, так как ст. 200 УК РФ отменили много лет назад. И слава Богу!

Потом вошла в моду статья 327 ч. 3 УК РФ- то есть использование заведомо подложного документа. Эта мода существовала до конца 10-х годов и страдали от нее в основном иностранцы.

Поскольку получить регистрацию и разрешение на работу официальным путем, иностранцу было, практически, невозможно, те в массовом порядке использовали различные подделки, которые чуть ли не открыто продавались на каждом углу. Причем, ловить продавцов никто и не собирался, поскольку их существование устраивало всех.

И милиционеров, потому что поддельщики косвенно способствовали выполнению плана, и самих иностранцев, так как, легализоваться законным путем они не могли. Снабжали иностранцев подделками и сами сотрудники милиции, а потом тех ловили… Ну это уже совсем за гранью добра и зла.

Сейчас, эта проблема по большей части ушла в прошлое. Необходимые документы получить стало гораздо проще, на возбуждение таких дел массово прокуроры уже не дают своего согласия и план у теперь уже полиции, стал гореть синим пламенем.

Но, в начале 2013 года, в уголовный кодекс была введена такая норма, как ст. 322. 2 и 322.

3 УК РФ, которая звучит как: «Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации» и соответственно «Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации».

Статья 322.2 УК РФ, популярности в органах внутренних дел не снискала. Причины здесь могут быть различны, но не в этом суть.

Я хотела рассмотреть здесь состав и практику применения ст. 322.3 УК РФ, говоря проще- это фиктивная постановка на учет по месту жительства иностранца или лица без гражданства, поскольку возбуждение таких уголовных дел стало носить массовый характер.

С введением Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» регистрация иностранцев- граждан стран, с которыми установлен безвизовый режим, приобрела уведомительный характер.

То есть, любой россиянин (принимающая сторона), к которому по различным надобностям прибыли иностранцы- граждане стран, с которыми установлен безвизовый режим, не спрашивая ни у кого разрешения, со своим паспортом и паспортами иностранцев, должен явиться в органы ФМС и подать должностному лицу ФМС бланки «уведомлений о прибытии иностранного гражданина и лица без гражданства по месту пребывания». Эти бланки также можно отправить в ФМС по почте, заказным письмом. Отрывная часть бланка уведомления со штампом органа ФМС или почты возвращается заявителю и является для иностранца основанием для законного проживания на территории  РФ аж целых 90 суток. При этом, фактическое положение дел и саму возможность проживания в Вашем адресе иностранцев, на момент постановки на учет по месту пребывания (давайте далее будем называть это регистрацией), никто проверять не будет и не обязан.

Последствия этой административной процедуры для принимающей стороны состоит в том, что иностранцы должны проживать по месту регистрации, иначе теряется весь ее смысл.

Ну, а если сразу после ФМСа, даже не заглянув к Вам домой, счастливые иностранцы пошли болтаться по окрестным стройкам- это будет расцениваться как фиктивная постановка на учет иностранца по месту пребывания, то есть как преступление, предусмотренное ст. 322.3 УК РФ.

После введения 109 Закона, наши граждане из различных соображений стали регистрировать у себя дома кого попало и привлекаться за это к уголовной ответственности. Конечно, хочется призвать тех, кто еще не успел дойти до ФМСа с такими целями- не делать этого, а тем, кто это уже сделал- дать несколько советов, как не налететь на значительный штраф.

  1. Норма, прописанная в статье 322.3 УК РФ, которая звучит «Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления»- это скорее всего не о Вас. Это трактуется, что человек заранее, до выявления фактов преступной деятельности заявил о фиктивно зарегистрированных у него иностранцев и подал заявление о снятии их с регистрационного учета. Поэтому, если не поздно, сделайте это. Иностранцев с учета, конечно никто не снимет. Инспектор ФМС, просто не может это сделать без решения суда. Такой вот юридическо-бюрократический парадокс. Но, заявление напишите- это спасет Вас. Естественно, у Вас на руках должен остаться второй экземпляр этого заявления с отметкой о его приеме.
  2. Первое, что Вы должны сделать, когда участковый начнет интересоваться зарегистрированными иностранцами- отказаться давать объяснения и не давать своего согласия на осмотр Вашей квартиры. Это значит не просто послать полицейского куда подальше, а документально оформить эти отказы. Оставайтесь при этом с ним тактичными. Чтобы он не плел Вам про «движение планет»- не слушайте его и стойте на своем. Меня слушайте.

Скорее всего, он от  Вас отстанет, потому что для разрешения на осмотр Вашего жилища- ему нужно идти в суд. Вероятно, что он найдет себе другую жертву.

  1. Скорее всего, хитрый участковый к встрече с Вами подготовился и уже опросил Ваших соседей или даже членов Вашей семьи, что никаких иностранцев никто из них в глаза не видел.

Помните, что все, что сказано и записано до возбуждения уголовного дела- не имеет процессуального значения.

Показания соседей- не могут в этом случае быть достаточно достоверными, поскольку они не живут с Вами и не могут отслеживать всех, кто к Вам приходит.

Ну, а с родными- решайте вопрос, чтобы когда их будут допрашивать- те говорили, что были «Какие-то иностранцы. Спали на полу, на своих матрацах, больше ничего не помню».

  1. Если у Вас остались контакты самих иностранцев, не нужно просить их, чтобы они пришли в полицию  сказать, что они у Вас жили. В полиции их скорее всего «расколят» и это уже будет не убиваемый аргумент со стороны обвинения. Сами работники полиции иностранцев искать будут вяло. Если только случайно о них где-нибудь спотыкнутся.
  2. Вы не обязаны привязывать цепью зарегистрированных иностранцев и, если все-таки у Вас провели осмотр по решению суда и никаких лишних спальных мест не нашли, дайте аналогичные членам своей семьи показания.
  3. Если Ваша борьба начала принимать затяжной характер- заключите соглашение с адвокатом, которому доверяете, поскольку у меня закончились универсальные советы. Дальше все будет зависеть от конкретного случая и даже от конкретного правоохранительного органа. Удачи Вам. Потом расскажу Вам про ст. 322.1 УК РФ. Состав   очень интересный.

Эссе не является юридической консультацией.

Источник: http://sdd777.ru/xodovaya-statya-322-3/

Ссылка на основную публикацию