Поводы и основания для возбуждения уголовного дела, порядок возбуждения в 2018 году

Процесс возбуждения уголовного дела

Уголовное преследование негативно влияет на судьбу гражданина. А Конституцией РФ каждому человеку гарантированы определенные равные права. Поэтому возбуждение уголовного дела производится в точном соответствии с нормами законодательства. Построен таковой механизм с двумя целями. Они таковы:

  • недопущение произвола со стороны процессуальных лиц, принимающих постановления о начале уголовного производства;
  • защита конституционных прав людей.

Разберем, как происходит процесс начала уголовного преследования, каковы его этапы и какие нормы закона защищают человека от неправомерных постановлений следователя.

Общий порядок

Возбуждение уголовного дела проводится на основании норм и правил, описанных в статье 144 УПК. В тексте указываются сроки проведения соответствующих мероприятий, а также методика работы. В таковой принимают участие следующие процессуальные лица:

  • дознаватели и следователи;
  • их руководители;
  • прокурор;
  • гражданин или другой процессуальный объект, обладающий правом информировать о правонарушении.

Порядок возбуждения уголовного дела схематически выглядит таким образом:

  1. Регистрация сведений о случившемся нарушении закона. Таковую, как правило, предоставляют потерпевшие или другие люди (свидетели, представители) в форме письменного заявления.
  2. Изучение информации дознавателем. На это отводится три дня. При необходимости продлевается на 10 суток. А если требуется проведение дополнительных мероприятий – на 30.
  3. Издание постановления о начале уголовного производства.

Описанная выше процедура изобилует множеством формальностей и тонкостей. Таковые возникают на каждом этапе проведения и регулируются отдельными нормами законов (не только УПК). Разберем каждый по порядку.

О заявлении

Стадии возбуждения уголовного дела законодатель полностью раскрыл в разделе VII УПК. Тонкостям процедуры посвящено две главы закона девятнадцатая и двадцатая. Старт процессуальным действиям дает информация о проступке подозреваемого или факте нарушения законодательства. Источники таковой исчерпывающе названы в 140 статье УПК и раскрыты в 19-й главе.

В кодексе причины начала процедуры перечислены в статье 140. Они таковы:

  • заявление, предоставленное в правоохранительную систему;
  • признание преступника (повинная);
  • сообщение о подготовке или совершении нарушения закона, переданное теми лицами, в обязанности которых входит такая работа;
  • прокурорское постановление.

Описывая процессуальный порядок возбуждения отдельного уголовного дела, по факту фальсификации регистрационных документов финансового учреждения, законодатель указал конкретные источники информирования, отличающиеся от основных. Так, стартом для возбуждения производства по статье 172.1 УК РФ может стать документ:

  • Центробанка РФ;
  • юрлица, осуществляющего ликвидацию соответствующего субъекта экономических отношений.

Чаще всего поводом к уголовному производству является заявление о нарушении соответствующего раздела законодательства. Подается таковое в нескольких формах:

  1. Письменно (приоритетно). Заявитель обязан иметь при себе документ, подтверждающий личность. В тексте заявления приводятся полные персональные данные. Бумага подписывается гражданином.
  2. Устно. УПК допускает подачу устного заявления о происшествии, имеющем признаки преступного деяния. Данные вносятся в протокол. Отвечает за такую работу сотрудник дежурной части. При этом заявитель также должен представиться и показать документ.
  3. Во время судебного разбирательства. Сообщение также вносится в соответствующий протокол. При этом дополнительной авторизации заявителя не требуется, так как все участники судебного заседания предоставляют документы.

В любой ситуации заявителя предупреждают под подпись об ответственности за предоставление ложных данных, порочащих иного человека.

Анонимные письма, описывающие проступки иных людей, запрещено использовать как основания для начала процедуры уголовного производства, однако таковые регистрируются. Их передают в отдел розыска для учета в работе.

Явка с признанием – это также первая стадия возбуждения уголовного дела. По правовой силе она равна сообщению. На уровне законодательства в РФ запрещено обвинять человека только на основании его собственных показаний. То есть признание не гарантирует уголовного преследования. Сделать таковое разрешено в письменной и устной форме. Алгоритм такой же, как при подаче заявления.

Отличие состоит в том, что признание должно обладать двумя обязательными признаками. Они таковы:

  1. Добровольность. Запрещено вынуждать человека признаваться в содеянном.
  2. Описание преступной деятельности.

Под сообщениями о нарушении норм уголовного законодательства из других источников подразумевают широкий круг последних. Так, проинформировать о преступлении компетентные органы обязаны государственные служащие, получившие соответствующие сведения в ходе исполнения должностных полномочий. Такие же обязанности вменены сотрудникам контролирующих организаций регионального уровня.

Получить информацию о нарушении законодательства дознаватели, прокуроры и следователи могут из СМИ или сети Интернет. Таковая проходит процедуру проверки на достоверность. В частности, сотрудник обязан написать рапорт и получить распоряжение руководителя.

Последний повод для начала первой стадии возбуждения уголовного дела – постановление прокурора. Таковое издается на основании материалов проверок, осуществляемых этим правоохранительным органом.

Следует различать заявление гражданина, поданное в прокуратуру, и самостоятельное выявление случаев нарушения закона сотрудниками госструктуры.

Первое передается в дознание, по поводу второго издается постановление.

Основания для начала производства

Раскрывая понятие и значение первой стадии возбуждения уголовного дела, законодатель уделил минимум внимания основаниям. О таковых сказано во втором пункте 144-й статьи УПК. А именно, для старта процесса необходимо достаточно сведений, указывающих на совершение преступления.

Расшифровывается данный пункт на уровне криминалистики так:

  • сообщение должно отражать суть совершенного правонарушения;
  • в нем необходимо выделить объект и субъект (при возможности);
  • описать объективные характеристики проступка.

В статьях УПК описаны особенности возбуждения уголовного дела по разного рода данным. Они состоят в следующем:

  • если субъекты отношений неизвестны, то производство открывается по факту;
  • если в информации указано конкретное лицо, то дело открывается после проверки в его отношении.

Если событие содержит все признаки преступной деятельности, то виновного устанавливают в процессе расследования. В такой ситуации дело возбуждается по факту.

Как проходит рассмотрение сообщений об уголовных правонарушениях

Возбуждение уголовного дела как процедура начинается с получения информации. Это такая же стадия уголовного процесса, подчиняющаяся процессуальным нормам. Занимается данной работой, как правило, дежурный районного отделения. В его обязанности входит:

  • прием информации тем способом, который удобен заявителю;
  • регистрация заявления;
  • первичная проверка и принятие соответствующего решения.

Принять и зарегистрировать дежурный должен любые сведения. Недопустим отказ, основанный на несоответствии вида деяния, места совершения или полноты предоставленных сведений. Заявление проходит процедуру регистрации, а гражданину выдается талон, содержащий номер, дату и время приема.

Заявление передается в орган дознания. На таковой возложена обязанность по проведению проверочных мероприятий. То есть задачи дознания, в разрезе второй стадии возбуждения уголовного дела, сводятся к сбору подтверждающих или опровергающих суть заявления сведений. Методы и содержание работы зависят от полноты первоначальной информации.

Орган дознания при первичной проверке применяет непринудительные способы сбора сведений. К ним относятся:

  • получение разъяснений у заявителя и свидетелей;
  • заказ справок или образцов (по ситуации);
  • направление требования об организации ревизии (при необходимости);
  • работа с документами;
  • иные мероприятия, не связанные с принуждением.

Проблемы возбуждения уголовного дела по информации, распространенной через СМИ, разбираются в статье 21 УПК. Так, дознаватель обязан связаться с редакцией соответствующего СМИ и запросить сведения о личности информатора. Однако руководителю издания дано право отказаться раскрывать персональную информацию, если таковое требование было условием сделки.

При первоначальной проверке составляется общая характеристика правонарушения. На данной стадии возбуждения уголовного дела необходимо решить вопрос о наличии признаков преступления в событии, указанном в заявлении. Точная квалификация проступка не требуется. Конкретную статью по ходу расследования могут поменять (переквалифицировать).

После окончания проверочных мероприятий выносится постановление:

  • о возбуждении дела в отношении лица или по факту;
  • о мотивированном отказе;
  • о передаче материалов по подследственности или подсудности.

Процессуальные моменты

Возбуждение уголовного дела в обязательном порядке проходит третий этап, понятие и значение связано с необходимостью отслеживания законности деятельности правоохранительной системы. Такую работу выполняет прокуратура, в рамках реализации надзорной функции. Методика взаимоотношений такова:

  1. Соответствующее постановление передается в адрес трех процессуальных лиц: прокурора, автора заявления и подозреваемого незамедлительно.
  2. Прокуратура проводит проверку данных, содержащихся в документе на предмет выявления процессуальных и законодательных нарушений. В частности, проверяется наличие таких данных: даты, времени и места вынесения, повода и основания, правовой квалификации.

На изучение текста и мотивирующей части отказа в начале уголовного производства работникам прокуратуры отводится 24 часа.

При выявлении нарушений данный орган защиты правопорядка имеет право отменить постановление о начале уголовного преследования (статья 37 УПК).

Кроме того, прокурор может затребовать материалы первичной проверки, если таковое требуется для принятия соответствующего решения.

Некоторые уголовные дела разбираются в частном порядке. Таковой предусматривает прямое обращение к мировому судье. Частное обвинение предъявляется по проступкам, не имеющим квалифицирующих признаков.

Пример таковых – это легкие побои, оскорбления и прочее (статья 20 УПК). Причем уголовное преследование, основанием для которого стало частное обвинение, подлежит прекращению в случае примирения сторон.

Проверка обстоятельств, описанных в заявлении, может привести к отказу от уголовной процедуры. Таковое решение принимается по следующим основаниям (статья 24 УПК):

  • данные, указанные в заявлении, не имели места в действительности;
  • деяние не подпадает под описание преступления;
  • истек срок давности по указанному виду нарушения законодательства;
  • подозреваемый умер (есть исключения);
  • пострадавший отказался подать заявление (если таковое требуется законом);
  • компетентный орган отказал в даче согласия на преследование лица, обладающего служебным иммунитетом.

Процессуально отказ в возбуждении уголовного преследования имеет следующие последствия:

  • констатируется постановлением, содержащим мотивирующую часть (объяснение);
  • приводит к рассмотрению вопроса о возбуждении преследования по факту ложного доноса;
  • требует опубликования информации в том СМИ, в отношении которого подавалось заявление;
  • направление копии документа в прокуратуру в течение 24 часов.

Законодательство требует от работников дознания и следствия проводить с подозреваемыми и иными участниками процесса разъяснительную работу. Им сообщается о законных правах и обязанностях под подпись.

Источник: https://ugolovnoe-pravo.com/ugolovnyj-process/protsess-vozbuzhdeniya-ugolovnogo-dela

§ 1. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

Для принятия решения о возбуждении уголовного дела необходимо убедиться в наличии повода и основания для возбуждения уголовного дела. Исходя их этого, главная задача следователя на рассматриваемом этапе уголовного процесса – установить, имеются ли правовые предпосылки для начала производства по уголовному делу.

В соответствии со ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела служат:

заявление о преступлении;

явка с повинной;

сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Данный перечень поводов является исчерпывающим.

Наиболее распространенным на практике поводом для возбуждения уголовного дела является заявление о преступлении.

Его сущность состоит в сообщении сведений о совершенном или готовящемся преступном деянии органам предварительного расследования. При этом заявителем может быть как лицо, потерпевшее от преступления, так и любое другое лицо.

Понятием «заявление о преступлении» охватываются заявления граждан, а также юридических и должностных лиц. Данный вывод следует из анализа формулировок ст. 140 и ст. 141 УПК РФ.

В случае если вред от преступления причинен исключительно интересам коммерческой или иной организации (не являющейся государственным или муниципальным предприятием) и не затрагивает интересы других организаций, граждан, общества и государства, заявление подается руководителем коммерческой или иной организации. При этом уголовное дело возбуждается по заявлению руководителя или с его согласия (ст. 23 УПК РФ).

Заявление о преступлении может быть сделано в устной или в письменной форме. К письменному заявлению законодатель предъявляет всего одно требование – быть подписанным заявителем.

В силу сложившейся практики такое заявление должно содержать данные о заявителе, его месте жительства, описание преступного деяния, желательно, чтобы были указаны сведения об обстоятельствах преступления и их источники, знание которых облегчит органам предварительного расследования разрешение вопроса о возбуждении дела.

Вместе с тем отсутствие этих сведений не освобождает следователя от обязанности рассмотреть поступившее заявление. Наряду с указанным выше требованием, является обязательным для исполнения предписание о предупреждении заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, предусмотренное ч. 6 ст. 141 УПК РФ.

Следует обратить внимание на то, что порядок оформления заявления о преступлении имеет некоторые особенности применительно к отдельным категориям заявителей. Так, предписание ч. 6 ст.

141 УПК РФ (о необходимости предупреждения заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст.

306 УК РФ) не распространяется на заявителя, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, поскольку ответственность по ст. 306 УК РФ наступает с 16 лет.

Ввиду того, что процессуальным законом не детализируется процедура приема заявлении от лиц, не достигших 16 лет, в практической деятельности данный пробел восполняется следующим образом: в ряде отделов внутренних дел заявление о преступлении составляется не несовершеннолетним лицом, а одним из его родителей, который и предупреждается об ответственности за заведомо ложный донос; либо заявление отбирается у каждого из указанных лиц, но при этом регистрируется только заявление родителя. Отметим, что оба изложенных варианта приема заявлений допустимы.

В отличие от письменного к устному заявлению законодатель предъявляет ряд требований (ч. 3 ст. 141 УПК РФ). Оно заносится в протокол принятия устного заявления, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление.

Протокол принятия устного заявления должен содержать данные о заявителе и документах, удостоверяющих его личность. Заявитель, также как и при приеме письменного заявления, предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем делается отметка в протоколе, удостоверяемая подписью заявителя.

Следует отметить, что устное заявление считается поводом для возбуждения дела в том случае, когда заявитель сам пришел в органы, наделенные полномочиями по рассмотрению сообщений о преступлениях, и в его присутствии составлен протокол принятия устного заявления.

Вместе с тем УПК РФ устанавливает возможность заявить о преступлении и без явки самого заявителя.

В такой ситуации он может воспользоваться любым средством связи, например, сделать заявление по телефону.

Но если заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, то его заявление, в соответствии с ч. 5 ст. 141 УПК РФ, оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления.

Достаточно редки случаи получения заявлений о преступлениях, направленных по почте. Согласно п.

8 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденной приказом МВД РФ от 1 декабря 2005 г.

№ 985, сообщения о происшествиях, поступившие в подразделения органов внутренних дел по почте, нарочным, телеграфу, факсимильной связью или иным видом связи, передаются в дежурную часть для незамедлительной регистрации.

В правоприменительной деятельности возможны ситуации, когда устное сообщение о преступлении происходит при производстве какого-либо следственного действия или в ходе судебного разбирательства. Положения ч. 4 ст. 141 УПК РФ устанавливают, что такие заявления заносятся соответственно в протокол следственного действия или судебного заседания.

Действующий УПК в ч. 7 ст. 141 содержит прямой запрет на использование анонимных заявлений о преступлении в качестве поводов для возбуждения уголовного дела. Между тем уголовно-процессуальный закон не определяет, что следует понимать под такими заявлениями.

Для разрешения данного вопроса целесообразно обратиться к положениям п. 43 Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России, утвержденной приказом МВД РФ от 22 сентября 2006 г.

№ 750, предусматривающей, что анонимными обращениями признаются письменные обращения, не содержащие фамилию автора и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.

Аналогичный вывод можно сделать, проанализировав нормы Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г.

№ 59, в котором говорится, что гражданин в письменном обращении в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, ставит личную подпись (ч. 1 ст. 7). В случае, если в письменном заявлении, обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и его почтовый адрес, ответ на обращение не дается (ч. 1 ст. 11).

В связи с тем, что анонимные заявления не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела, они не могут рассматриваться компетентными государственными органами и их должностными лицами путем осуществления уголовно-процессуальной деятельности, направленной на разрешение сообщений о преступлениях. Однако такие заявления являются сигналом для проверки поступившей информации с помощью иных методов и средств. В соответствии с п. 13Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях анонимные заявления, содержащие сведения о совершенных или готовящихся преступлениях, без регистрации передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в оперативно-розыскной деятельности.

Для того, чтобы результаты деятельности государственных органов или должностных лиц, проверявших анонимную информацию, приобрели процессуальное значение, а именно стали поводом для возбуждения дела, они должны быть облечены в надлежащую процессуальную форму.

Так, если в ходе проведенной проверки будут установлены признаки преступления, уголовное дело подлежит возбуждению.

При этом поводом будет служить не анонимное заявление, а сообщение о преступлении, полученное из иных источников, оформленное рапортом сотрудника оперативного подразделения об обнаружении признаков преступления.

Самостоятельным поводом для возбуждения уголовного дела является явка с повинной, под которой, согласно ч. 1 ст. 142 УПК РФ, понимается добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.

Данный повод по сравнению с другими встречается в практической деятельности гораздо реже.

Следует заметить, что явка с повинной может расцениваться в качестве повода для возбуждения дела, лишь когда заявитель сообщает о совершенном им преступлении, ранее неизвестном правоохранительным органам. Иными словами, о преступлении становится известно именно из явки с повинной.

В случае если уже имеется какой-либо другой повод (заявление или сообщение о преступлении) или уголовное дело возбуждено, явка с повинной утрачивает уголовно-процессуальное значение повода для возбуждения уголовного дела. В такой ситуации она может иметь уголовно-правовое значение, например, как обстоятельство, смягчающее наказание или освобождающее от уголовной ответственности, в специально предусмотренных УК РФ случаях.

В соответствии со ст. 142 УПК РФ заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменной, так и в устной форме. Заявление о явке с повинной в устном виде принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст.

141 УПК РФ для устных заявлений о преступлениях.

Протокол должен подписываться лицом, заявившем о явке с повинной, и должностным лицом, принявшим это заявление, а также содержать данные о заявителе и документах, удостоверяющих его личность.

К письменной форме заявления о явке с повинной законодатель не предъявляет каких-либо требований.

Представляется, что, как и любое сообщение о преступлении, письменное заявление о явке с повинной должно быть подписано заявителем.

Ведь отсутствие подписи не позволяет установить, от кого именно исходит заявление, и, следовательно, указывает на анонимный характер сообщения, что противоречит сущности рассматриваемого повода.

При этом важно отметить, что лицо, заявившее о явке с повинной, не предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, как это предусмотрено применительно к составлению заявления о преступлении.

Наряду с заявлением о преступлении и явкой с повинной уголовно-процессуальный закон определяет в качестве повода для возбуждения уголовного дела «сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников».

В соответствии со ст. 143 УПК РФ формой закрепления сообщения о преступлении, полученного из иных источников, чем указанные в ст.ст. 141, 142 УПК РФ (заявление о преступлении и заявление о явке с повинной), является рапорт об обнаружении признаков преступления.

Рапорт, предусмотренный ст. 143 УПК РФ, – это официальное письменное сообщение должностного лица правоохранительного органа об обнаружении им признаков преступления.

Рапорт об обнаружении признаков преступлениядолжен соответствовать ряду требований: отражать сведения о лице, составившем его; о деянии, содержащем признаки преступления и источнике получения информации об этом.

Помимо предусмотренных законом поводов для возбуждения уголовного дела необходимо еще и наличие основания.

Согласно ч. 2 ст. 140 УПК РФ «основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления».

Исходя из анализа законодательного определения основания для возбуждения уголовного дела, можно сделать вывод о том, что оно содержит два неразрывно связанных элемента: 1) наличие признаков преступления в событии, ставшем известным компетентным органам и должностным лицам и 2) достаточность данных, указывающих на признаки преступления.

На начальном этапе уголовного судопроизводства не требуется устанавливать все признаки преступления. Для решения вопроса о возбуждении дела следует иметь достаточные данные о таких признаках, как общественная опасность и противоправность деяния.

Признак общественной опасности означает, что совершенное деяние опасно для общества и способно причинить существенный вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям.

Если деяние не обладает этим признаком, то в возбуждении уголовного дела должно быть отказано.

О необходимости выявления признака общественной опасности на этапе возбуждения уголовного дела свидетельствует тот факт, что в целом ряде случаев действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не считается преступным, поскольку не представляет общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ). Не являются преступлениями деяния, совершенные в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости, и некоторые другие, предусмотренные ст.ст. 37-42 УК РФ.

Противоправность устанавливается путем сопоставления обстоятельств деяния с описанием того или иного преступления, указанного в диспозиции соответствующей статьи Особенной части Уголовного кодекса РФ.

Выявление признака противоправности деяния или, иными словами, его запрещенности конкретной нормой УК РФ обусловлено, в частности, требованием о том, что в постановлении о возбуждении уголовного дела должны быть указаны соответствующие пункт, часть и статья уголовного закона (ч. 2 ст. 146 УПК РФ).

Для принятия решения о возбуждении уголовного дела не требуется наличия исчерпывающих сведений о составе преступления, поскольку таковые должны быть установлены в стадии предварительного расследования.

В некоторых случаях для возбуждения уголовного дела обязательно наличие данных о лице, заподозренном в совершении преступления.

Это относится к тем преступлениям, уголовную ответственность за которые несут лишь те лица, которые занимают определенное правовое положение.

Например, военнослужащие, врачи, должностные лица, лица, имеющие допуск к государственной тайне, и некоторые другие категории лиц.

УПК РФ предусматривает возможность возбуждения уголовного дела не только по факту преступления, но и в отношении определенного лица (например, п. 1 ч. 1 ст. 46, п. 2 ч. 3 ст. 49, п. 1 ч. 1 ст. 147, ч. 1 ст.

318, ч. 1 ст. 448).

В такой ситуации неотъемлемым условием для возбуждения уголовного дела в отношении конкретного физического лица служат достаточные данные, указывающие на совершение преступного деяния этим лицом.

Как уже отмечалось выше, для возбуждения уголовного дела необходимо наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Категория «достаточные данные» является оценочной. Вывод о достаточности данных относится к компетенции должностного лица, рассматривающего поступившее сообщение о преступлении. Решая вопрос о наличии либо отсутствии признаков преступления и достаточных данных, указывающих на них, следователь руководствуется требованиями закона и своим внутренним убеждением.

Решение о наличии основания для возбуждения уголовного дела не может базироваться на домыслах или слухах. Оно должно основываться на конкретных фактах и вытекать из объективных данных. При необходимости следователь вправе провести проверку соответствующего заявления, сообщения и иных материалов о преступлении.

_______________________

Глава 13. Возбуждение уголовного дела

§ 1. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

§ 2. Процессуальный порядок принятия решения о возбуждении уголовного дела

§ 3. Иные процессуальные решения следователя на этапе возбуждения уголовного дела и процессуальный порядок их принятия

§ 4. Обжалование решений, принятых следователем по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

§ 5. Особенности возбуждения уголовных дел частного, частно-публичного обвинения и в отношении отдельных категорий лиц

К содержанию

No votes yet.

Please wait…

Источник: http://zakoniros.ru/?p=845

Поводы и основание для возбуждения уголовного дела. Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

Поводы к возбуждению уголовного дела – это источники информации о совершенном или готовящемся преступлении, которым закон придает значение юридических фактов, обязывающих дознавателя, органа дознания, следователя и прокурора в пределах, установленных УПК, рассмотреть их и решить вопрос о возбуждении уголовного дела при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Поводы к возбуждению уголовного дела в уголовно-процессуальном законе объединены общим понятием «сообщение о преступлении».

Повод к возбуждению уголовного дела является юридическим актом, порождающим уголовно-процессуальные отношения.

С его появлением у компетентных органов и должностных лиц возникает юридическая обязанность принять поступающую информацию о любом совершенном или готовящемся преступлении, рассмотреть её, при необходимости провести предварительную проверку, после чего в установленные законом сроки принять соответствующее процессуальное решение и уведомить о нем заявителя и иных заинтересованных лиц.

Поводами для возбуждения уголовного дела служат (ч. 1 ст. 140 УПК РФ):

  • заявление о преступлении;
  • явка с повинной;
  • сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде (ст. 141 УПК РФ).

Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.

Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном статьей 143 УПК РФ (составляется рапорт).

Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 УПК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Заявление о явке с повинной – добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении (ст. 142 УПК РФ). Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном частью третьей статьи 141 УПК РФ (заявление о преступлении).

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в статьях 141 и 142 УПК РФ, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Основанием для возбуждения уголовного дела в соответствии с ч. 2 ст. 140 УПК РФ является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Под основанием к возбуждению уголовного дела следует понимать полученные из источников, перечисленных в ч. 1 ст. 140 УПК РФ, достаточные данные о наличии признаков преступного деяния и отсутствии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу. Достаточность данных, указывающих на признаки преступления, надо рассматривать применительно к их объему и характеру.

По своему характеру имеющиеся данные могут быть признаны достаточными для принятия решения о возбуждении уголовного дела, если они свидетельствуют об определенном уголовно наказуемом действии или бездействии. Полученные данные должны быть достаточны для вывода о вероятности совершения преступления, квалифицируемого по той или иной статье УК.

Вывод о совершении преступления, как и квалификация преступления в постановлении о возбуждении уголовного дела, носят предположительный характер и могут быть изменены в дальнейшем производстве по делу.

Фактически вывод о преступлении и его квалификация в постановлении о возбуждении уголовного дела является выражением одной из возможных версий происшедшего события и подлежит проверке путем выдвижения и проверке иных версий.

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 148 УПК РФ).

Основаниями отказа в возбуждении уголовного дела являются: отсутствие события преступления; отсутствие в деянии признаков состава преступления; истечение сроков давности уголовного преследования; смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего; отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению; отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п. п. 3 — 5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела в отношении одного из лиц, указанных в п. 1 и п. 3 ч. 1 ст. 448 УПК РФ.

При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.

Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РФ.

Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, соответствующий руководитель следственного органа отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания и уведомляет об этом заявителя.

Источник: https://legalquest.ru/ugolovnyj-process/povody-i-osnovanie-dlya-vozbuzhdeniya-ugolovnogo-dela-osnovaniya-otkaza-v-vozbuzhdenii-ugolovnogo-dela-ili-prekrashheniya-ugolovnogo-dela.html

Реальные основания для возбуждения уголовного дела

Основания для возбуждения уголовного дела: 5 моментов, которые нужно учитывать + 3 повода для старта расследования + 6 оснований для отказа в возбуждении уголовного производства.

Преступник должен быть наказан.

Это правило обязательно к выполнению в любой цивилизованной стране.

Причем не важно, было ли содеяно правонарушение или преступление лишь планировалось, это уже веские основания для возбуждения уголовного дела.

УК РФ информирует граждан о том, в каких же собственно эпизодах наступает уголовная ответственность и когда дело не подлежит открытию.

Иногда лазейки в законодательстве позволяют преступникам избежать наказания и дела против них попросту закрываются, не будучи доведенными до логичного финала.

Поводы и основания для возбуждения уголовного дела: разница между терминами

В юриспруденции часто используют два термина: «повод» и «основание». Разница между этими двумя суждениями существенная, но одно не способно существовать без второго.

Есть три важнейших предлога для возбуждения уголовного дела (ст. 140 УПК):

  1. Заявление о том, что злодеяние готовится к исполнению или уже было содеяно.
  2. Приход с признанием преступника или гражданина, что лишь готовился стать таким.
  3. Рапорт лица при исполнении, получившего оповещение об обстоятельствах, которые привели к правонарушению или подготовке к нему.

Также предлогом к открытию производства способно стать распоряжение прокурора о том, что на имеющейся информации следует заострить внимание.

1) Визит заявителя – основной повод для возбуждения уголовного дела

Заявлению, как одному из главных предлогов в возбуждении дела, посвящена 141 статья УПК РФ.

Там написано, что:

  1. Заявление бывает двух конфигураций: словесная и рукописная.

    Со второй все понятно: пришел гражданин в полицию, прокуратуру или суд проинформировать о запланированном или содеянном преступлении, да и написал без промедлений об этом в присутствии представителя власти.

    Устной формой считается занесение показаний сразу в протокол, который потом должен подписать заявитель. Помимо показаний в протокол также заносится информация о заявителе, чтобы его, при необходимости, можно было найти и идентифицировать без проблем.

  2. Анонимное заявление – не повод к открытию дела.

    Если в прокуратуру / полицию / суд пришло письмо, поступил звонок или информация была доставлена другим способом, но информатор отказывается назвать себя, то должностное лицо имеет все основания отказать в возбуждении дела, но при этом проверить информацию, указанную в анонимке, полагается, если она стоит внимания.

Заявление не гарантирует торжество справедливости, а лишь дает стимул работать следствию.

Заявитель не обязан рассказать в деталях, как именно было содеяно преступление и давать досье на преступников.

Его задача – проинформировать органы о преступных намерениях или содеянных правонарушениях. А доказательной базой и прочим должен заниматься следователь.

2) Явка с повинной – второй повод для старта следственной работы

Реже предлогом для возбуждения дела становится приход с признанием злоумышленника, который уже совершил криминал или лишь намеревался сделать что-то незаконное.

Гражданин, который сам пришел сдаваться с признанием, может дать информацию следствию в словесном или рукописном виде.

Если речь не идет о наговоре на самого себя (часто люди жаждущие славы или психически нездоровые проявляют интерес к громким делам), то это явная причина для задержания злоумышленника и инициирования следствия.

Явка с повинной – это основание для:

  • смягчения приговора для преступника (статья 61 УК РФ);
  • освобождения его от наказания (в отдельных эпизодах, предусмотренных 291 статьей УК РФ);
  • избрания преступнику легкой меры пресечения (например, подписки о невыезде вместо ареста).

И естественно, согласно 142 статье УПК, явка с повинной – одно из основных доказательств вины злоумышленника:

3) Рапорт лица при исполнении – повод или основание для возбуждения уголовного дела?

Если у следствия нет ни свидетельств от заявителя, ни явки с покаянием, то поводом для старта следствия могут стать извещения разного типа, принятые из различных источников, в том числе – и безымянных.

Записка, телефонный разговор, другой анонимный способ донесения информации не в состоянии инициировать официального расследования.

Но, если должностное лицо считает, что полученная им информация, заслуживает внимания, никто не мешает ему, среагировать на нее и при получении подтверждения о запланированном или содеянном криминале, подать рапорт, который и станет предлогом для продолжения работы.

Этому посвящена 143 статья УПК РФ:

Рапорт нечасто становится основанием для производства, потому что сотрудники полиции не считают нужным усложнять себе жизнь и проверять информацию, поступающую к ним из анонимных источников.

Вот почему имея информацию о злоумышленнике или преступлении, важно не бояться подать официальное заявление и сообщить лицу при исполнении все, что известно. Иначе в противном случае правонарушитель может избежать заслуженного наказания.

Что такое основания для возбуждения уголовного дела?

С поводами разобрались, теперь важно понять, что же является основанием для запуска уголовного производства.

1. Термин «основания для возбуждения уголовного дела» в УПК

К сожалению, в УПК РФ детально не раскрыт этот термин.

Достаточными основаниями для официального следствия принято считать наличие признаков, что указывают именно на преступление.

Иногда имея повод (например, написанное заявление) должностное лицо не желает заводить дело, потому что не видит для этого причин.

При поиске оснований для возбуждения уголовного производства надлежит обращать внимание на:

  • условия, что ввергли в криминал;
  • присутствие в деянии знаков криминала;
  • встречающихся доказательств;
  • сведений о преступлении и преступнике, коими располагает следователь;
  • условия, исключающие работу следователя.

Если со всеми пунктами должностное лицо испытывает трудности, то следует собрать больше информации, чтобы появились действительно веские основания для криминального производства.

2. Основание для возбуждения уголовного дела: пример

Давайте обратимся к примеру, что же именно можно считать достаточным основанием для работы следственного отдела.

Допустим, вы стали жертвой мошенников, которые выманили у вас обманным путем 10 000 рублей.

Первое, что вам нужно сделать, – отправиться в следственный отдел или в прокуратуру и написать заявление.

В этом документе помимо вы свидетельствуете:

  • как именно по отношению к вам было содеяно преступление;
  • что вы знаете о личности злоумышленника;
  • какой доказательной базой располагаете (последний пункт необязателен, но, если вы располагаете хоть какими-то доказательствами вины правонарушителя, то упростите работу следствия и быстрее добьетесь справедливости).

Если вы все тщательно опишите, не солгав при этом, то следователь увидит основания для возбуждения следствия и поиска преступника.

Следует быть честным при информировании следствия.

Если, например, вы сами потеряли эти 10 000 рублей, а потом сочинили историю о мошеннике, который обворовал вас, и в ходе следствия эти обстоятельства раскроются, то уголовное дело будет уже возбуждено против вас.

Хорошо подумайте перед нанесением визита в следственный отдел или суд, действительно ли есть для расследования или вы выдаете желаемое за действительное.

Отказ возбуждения уголовного дела. Как обжаловать?

Какой порядок обжалования? Советы юриста.

Основания для отказа в возбуждении уголовного производства и прекращения дела

Одного лишь желания заявителя недостаточно, чтобы возбудить уголовное производство.

По ряду причин следователь может оказать в инициировании расследования.

Согласно статье 24 УПК РФ есть ряд причин для отказа начать официальное расследование.

№Основание для отказаПояснение
1. Отсутствие события преступления Означает отсутствие самого факта общественно опасного деяния. Например, при рассмотрении заявления о краже автомобиля было установлено, что один из членов семьи взял авто, не сообщив об этом другим.
2. Отсутствие состава преступления Означает, что сам факт общественно опасного деяния установлен, но он не содержит всех признаков, указанных в уголовном законе применительно к конкретному преступлению. Так, отсутствие состава преступления применяется, как основание для отказа в возбуждении преступления, когда: 1) действия лица носили правомерный характер, это: • необходимая оборона (статья 37 УК РФ); • крайняя необходимость (статья 39 УК РФ); • принуждение к совершению преступления (статья 40 УК РФ); • причинение вреда, при задержании лица, виновном в совершении преступлении (статья 38 УК РФ); • обоснованный риск (статья 41 УК РФ) и другое; 2) есть событие, но отсутствует один из обязательных элементов состава преступления, в частности в случаях: • малозначительности деяния (действие лица не представляет общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ); • стадия приготовления к преступлению (ч. 2 ст. 30 УК РФ); • окончательный и добровольный отказ лица от доведения преступления до конца (статья 31 УК РФ); • совершения преступления в состоянии невменяемости (статья 21 УК РФ); • совершения преступления до достижения возраста, с которого наступает ответственность, предусмотренная уголовным законодательством (ст. 20 УК, ч. 3 ст. 27 УПК РФ);• совершения преступления, наказуемость которого установлена новым уголовным законодательством.
3. Истечение сроков давности уголовной ответственности Данное основание регламентируется статьей 78 Уголовного кодекса РФ, где сроки исчисляются с даты совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. Так, закон устанавливает сроки исковой давности: • при совершении преступления небольшой тяжести – 2 года; • средней тяжести – 6 лет; • тяжкие преступления – 10 лет;• особо тяжкие преступления – 15 лет.
4. Смерть подозреваемого в совершении преступления Это наиболее распространенное (наряду со сроком давности) основание для отказа в возбуждении уголовного дела
5. Отсутствие заявления потерпевшего Данный факт является самостоятельным основанием для отказа в возбуждении уголовного дела, в случае, когда уголовное дело нельзя возбудить без заявления о возбуждении уголовного дела потерпевшего, например: • при умышленном причинении легкого вреда здоровью; • при побоях;• при клевете и другое (полный перечень преступлений, дела по которым могут быть возбуждены только при наличии заявления потерпевшего, представлен в части 2 и 3 статьи 20 УПК РФ).
6. Отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в ч. 1 ст. 448 УПК Учитывается также отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела в отношении одного из лиц, указанных в ч. 1 ст. 448 (п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК), как основание для отказа в возбуждении уголовного дела впервые введено УПК.
Читайте также:  Срок подачи кассационной жалобы по уголовному делу, рассмотрение и образец на 2018 год

Если вы полагаете, что вам отказали в открытии дела без веских причин, вы можете обжаловать действие следователя в прокуратуре или суде.

Также при наличии веских оснований должностное лицо может прекратить расследование, сославшись на 27 статью УПК РФ:

Теперь вы будете знать, какие основания для возбуждения уголовного дела бывают и не станете их путать с поводами, инициирующими официальное расследование.

Источник: https://yuristotboga.com/raznoe/osnovanija-dlja-vozbuzhdenija-ugolovnogo-dela.html

Калиновский К.Б. Тема 8. Возбуждение уголовного дела. Уголовный процесс. Конспект лекций

Источник: http://kalinovsky-k.narod.ru/p/lecture_notes/8.html

Ссылка на основную публикацию

К оглавлению; Мобильная версия.

Тема 8. Возбуждение уголовного дела

1. Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела

Стадия возбуждения уголовного дела – это предназначенная для установления признаков преступления или обстоятельств, исключающих производство по делу, уголовно-процессуальная деятельность специально уполномоченных субъектов по приему, регистрации и проверке информации о преступлениях, завершающаяся решением о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. Сущность стадии возбуждения уголовного дела состоит в том, что на ней принимается решение о начале принудительной процессуальной деятельности, результаты которой будут служить материалом для судебного разбирательства.

Непосредственными задачами стадии возбуждения дела служат установление признаков преступления или обстоятельств, исключающих производство по делу (оснований для отказа в возбуждении дела – ст. 24 УПК).

Содержание данной стадии состоит в процессуальной деятельности органа дознания, дознавателя, следователя (а в некоторых случаях прокурора и суда) по рассмотрению первичной информации о преступлениях (ее приему, регистрации, проверке и принятию решения). Кроме того, на стадии возбуждения дела могут участвовать заявитель, явившиеся с повинной лицо, специалист, эксперт, понятой, лицо, дающее объяснение, адвокат.

Процессуальная деятельность начинается с появления повода для возбуждения дела – сообщения о преступлении и заканчивается решением о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.

Значение стадии возбуждения дела состоит в следующем:

* Определяется конкретный момент начала предварительного расследования (а по делам частного обвинения – судебного производства). Это обеспечивает контроль над сроками производства.

* Обеспечиваются права заявителя и подозреваемого.

* Актом возбуждения дела создается условие для производства принудительных процессуальных действий.

* Стадия возбуждения дела является своеобразным «фильтром» для информации, которая заведомо не содержит сведений о преступлениях.

2. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

Повод для возбуждения уголовного дела – это сообщение о преступлении, полученное из предусмотренного процессуальным законом источника, прием которого обязывает органы расследования (а по делам частного обвинения — судью) приступить к процессуальной деятельности. Сообщение о преступлении как повод должно иметь соответствующую форму, в том числе быть удостоверено автором.

Законом предусмотрено четыре повода для возбуждения дела.

1) Заявление о преступлении – это обращенное к правоохранительным органам или суду официальное сообщение о преступлении, удостоверенное определенным лицом (физическим, юридическим или должностным).

При этом заявитель, во-первых, сам не считает себя причастным к совершению этого преступления, а во-вторых, не является сотрудником правоохранительных органов, который бы действовал в порядке исполнения служебных полномочий.

Заявление может быть письменным или устным. Письменное заявление подписывается заявителем. Анонимные сообщения не являются поводом для возбуждения дела, но могут быть проверены оперативно-розыскными средствами. Устное заявление оформляется протоколом. Заявителю разъясняется уголовная ответственность за заведомо ложный донос.

2) Явка с повинной — это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Явка с повинной является не только поводом для возбуждения дела, но и смягчающим вину обстоятельством. Явка с повинной оформляется так же как и заявление: протоколом или письменным заявлением.

3) Рапорт об обнаружении признаков преступления — это официальное письменное сообщение должностного лица правоохранительного органа об обнаружении им признаков преступления из иных источников (кроме заявлений и явок с повинной). В качестве источников информации выступают первоначальные сообщения (полученные по телефону, опубликованные в печати) или непосредственное обнаружение признаков преступления самим лицом, составившим рапорт.

4) Постановление прокурора о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Прокурор может составить данное постановление в результате осуществления общего надзора за соблюдением законности или рассмотрения обращения граждан (ст. 10 Федеральный закон «О прокуратуре РФ»).

Принцип публичности уголовного судопроизводства порождает обязанность государственных органов уголовного преследования возбуждать уголовные дела в каждом случае обнаружения признаков преступления (ч. 2 ст. 21).

Поэтому при обнаружении признаков преступления, которое преследуется в публичном порядке, повод не обязательно должен выражаться в заявлении или сообщении, полученном из какого-либо строго определенного источника, — закон оставляет их перечень открытым, причисляя к ним любые другие сообщения, полученные из «иных источников» (ст. 140).

Исключение из этого правила составляют материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.

2 УК РФ, а также материалы, направленные Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также конкурсным управляющим (ликвидатором) финансовой организации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьей 172.1 УК РФ (ч. 1.1 и 1.2 ст. 140 УПК)1.

Для возбуждения уголовного дела кроме повода необходимо основание – наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК). Обычно это вероятные данные о преступном деянии (объекте и объективной стороне состава преступления), которые содержатся в самом поводе для возбуждения дела и материалах его проверки.

Уголовное дело может возбуждаться либо по факту, либо в отношении конкретного подозреваемого. В последнем случае основанием являются достаточные данные, указывающие на совершения преступного деяния данным лицом.

3. Рассмотрение сообщений о преступлениях

Рассмотрение сообщений о преступлениях составляет содержание стадии возбуждения дела и включает в себя прием, регистрацию, проверку первичной информации и принятие по ней решения (ч. 1 ст. 144 УПК).

Прием и регистрация сообщений о преступлениях осуществляется в правоохранительных органах, чаще всего – в дежурной части отделения ОВД2. Должностные лица обязаны принять сообщение вне зависимости от вида преступления, места и времени его совершения, полноты информации.

Прием сообщения о преступлении сопровождается его соответствующей регистрацией (в книге учета сообщений о происшествиях в органах внутренних дел и аналогичных книгах в других органах предварительного расследования).

Порядок регистрации устанавливается ведомственными инструкциями.

При личном присутствии заявителя ему выдается документ о принятии сообщения о преступлении (талон-уведомление) с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Отказ в приеме сообщения может быть обжалован руководителю следственного органа, прокурору или в суд.

Проверка сообщения о преступлении заключается в проведении проверочных действий – собирании дополнительных доказательств, подтверждающих или опровергающих первоначальную информацию о преступлении и необходимых для принятия решения. Проверочные действия предпринимаются при условии, что в поводе недостаточно данных, указывающих на признаки преступления. В противном случае решение по поступившему сообщению принимается на основе прилагаемых к нему материалов.

Средствами проверки являются, как правило, непринудительные способы собирания доказательств: истребование и принятие представленных предметов и документов (ст. 86).

В числе таких действий могут быть получены объяснения от очевидцев и заявителя; образцы для сравнительного исследования, справки; направлены требования о проведении ревизий, документальных проверок, инвентаризаций; поручены иные исследования специалистам; даны письменные поручения органу дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Проведение таких действий предусматривается ч. 4 ст. 21, ст. 141 УПК.

Редакция средства массовой информации обязана по запросу органов уголовного преследования передать им имеющиеся в ее распоряжении материалы о преступлении (ч. 4 ст. 21 УПК). При этом редакция имеет право не сообщать данные о лице, предоставившем информацию, если это лицо поставило условие неразглашения своего имени.

По общему правилу производство следственных действий (как обладающих принудительным характером) до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела не допускается, кроме осмотров места происшествия, предметов и документов, трупов (ч. 2 ст.

176), освидетельствования и производства судебной экспертизы (ч. 1 ст. 144).

Однако если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

Срок процессуальной проверки сообщений о преступлениях составляет 3 суток со дня приема сообщения о преступлении.

Этот срок может быть продлен до 10 суток по ходатайству следователя или дознавателя соответственно руководителем следственного органа или начальником органа дознания, а при необходимости проведения документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также оперативно-розыскных мероприятий этот срок может быть продлен до 30 суток прокурором по ходатайству дознавателя или руководителем следственного органа по ходатайству следователя. Если по истечении срока проверки все еще осталось неясным, имеются ли основания для возбуждения или же для отказа в возбуждении дела, то – исходя из публично-правовой обязанности осуществления уголовного преследования (ч. 2 ст. 21 УПК) – должно быть принято решение о возбуждении дела (как основанное на вероятных данных и подлежащее дальнейшей проверке).

Проверка сообщений о преступлениях завершается вынесением постановления:

* о возбуждении уголовного дела;

* об отказе в возбуждении уголовного дела;

* о передаче сообщения по подследственности или подсудности.

О любом из трех принятых решений ставятся в известность заявитель и другие заинтересованные лица. Решение о возбуждении уголовного дела по факту не подлежит обжалованию в суд.

4. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела

Уголовные дела публичного обвинения возбуждаются органами уголовного преследования: органом дознания, начальником подразделения дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа.

Порядок возбуждения дела складывается из трех основных этапов:

1) Вынесение постановления о возбуждении уголовного дела. В нем указываются: дата, место и время его вынесения; кем оно вынесено; повод и основание для возбуждения дела; уголовно-правовая квалификация преступления.

2) О возбуждении дела незамедлительно уведомляются прокурор, заявитель и подозреваемый. Прокурору направляется копия постановления о возбуждении дела.

3. Прокурор проверяет законность и обоснованность возбуждения уголовного дела. Он вправе истребовать материалы проверки (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК) и в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела.

Существенными особенностями обладает процедура возбуждения некоторых уголовных дел: а) частного и б) частно-публичного обвинения; в) по запросам иностранных государств об уголовном преследовании (ст. 459 УПК); г) в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом (ст. 448 УПК).

Возбуждение уголовных дел частного обвинения производится путем подачи заявления потерпевшим или его законным представителем мировому судье, который выносит постановление о принятии заявления к своему производству.

Дела частного обвинения (совершенные без квалифицирующих признаков побои, оскорбление и др. перечисленые в ч. 2 ст.

20 УПК) подлежат обязательному прекращению при примирении частного обвинителя с обвиняемым до удаления суда в совещательную комнату.

Для возбуждения уголовных дел частно-публичного обвинения обязательным поводом является заявление потерпевшего или его законного представителя, однако его примирение с обвиняемым уже не влечет автоматическое прекращение дела. Перечень дел частно-публичного обвинения дан в ч. 3 ст. 20 УПК (изнасилование без квалифицированных признаков, нарушение неприкосновенности частной жизни).

Если потерпевший не может сам защищать свои права (в силу зависимого, беспомощного состояния), то уголовное дело возбуждается в общем порядке.

5. Основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела

Отказ в возбуждении дела – это итоговое решение стадии возбуждения дела, которым завершается уголовное судопроизводство в целом.

Основанием для отказа в возбуждении уголовного дела является достоверное установление с помощью уголовно-процессуальных доказательств одного из следующих обстоятельств (ст. 24 УПК):

1) отсутствия события преступления (самого преступного деяния);

2) отсутствие в деянии состава преступления, когда проверяемое событие (деяние) было, однако оно не является преступным.

3) истечения сроков давности уголовного преследования, установленных УК РФ.

4) смерти подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего.

5) отсутствия заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе, как по его заявлению (по делам частного и частно-публичного обвинения).

6) отсутствия заключения суда, либо согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение дела в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом.

Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела включает в себя:

* вынесение мотивированного постановления;

* рассмотрение вопроса о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего ложное сообщение о преступлении;

* опубликование сведений о принятом решении в том средстве массовой информации, по материалам которого проводилась проверка;

* направление копии постановления заявителю и прокурору в течение 24 часов с момента его вынесения;

* разъяснение заинтересованным лицам их права обжаловать данное решение прокурору, руководителю следственного органа или в суд.